Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
Главная
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Главная

«Во мне спасла живую душу ты!..»

Образ матери в поэзии Н.А.Некрасова (К 140-й годовщине со дня упокоения поэта)

 

Думается, ничто не бывает случайным. Как-то, вспоминая любимые с детства и юности стихи Н.А.Некрасова, открыла книгу «Встречи» - цикл бесед писателей и журналистов с известным поэтом и критиком Татьяной Глушковой (1938-2001). Значимо было всё, но особенно оказались духовно мне близкими беседы о Некрасове «Возвращение к поэту» и «За великое дело любви». Ведь как бывает важно проверить себя, свои мысли и чувства с видением и суждением об этом же предмете Мастера слова!

Валерий Ганичев спрашивает: «В чём новизна и величие Некрасова как поэта? Или в чём чрезвычайность его явления (по выражению Достоевского)»?

Татьяна Глушкова выдаёт сугубо индивидуальный взгляд на стихи поэта о матери, чего я ни у кого из критиков и советского, и настоящего времени не встречала, но всегда интуитивно чувствовала то же самое.

 «Очень большие пустоты заполнил. Очень принципиальные. Так разве не странно, что до Н.А.Некрасова в русской поэзии не было образа матери?          И это при культе Богородицы, который присущ русским до такой степени, что даже свою страну, Россию, они считают «домом Богородицы…». Некрасов дал потрясающий образ страдалицы-матери, который, в сумме его произведений на эту тему, безусловно, относится с представлениями о Богородице. Матери как идеала. То есть высокодуховный образ, где мать – нечто большее, чем носительница материнской любви, а сын склоняется перед нею не только по долгу кровного родства и чисто сыновней благодарности, но и как перед объективной духовной святыней».

Известно, что золотой запас творчества поэта или писателя, это, прежде всего, воспоминания о детстве. Мать Некрасова, Елена Андреевна, любила книги, музыку, была поэтически одарённой, нежной, доброй, верующей женщиной. Все эти качества она сумела передать своему сыну, который, уже будучи зрелым поэтом, скажет:

                            О, мать моя, подвигнут я тобою!

                            Во мне спасла живую душу ты!

Память о матери навсегда осталась для него святой. «Всё, что есть у меня хорошего, - от неё!» - часто говорил Некрасов. В своих стихах он не раз вспоминал

 «печальный взор», «тихий шаг», «бледную руку», ласкавшую его «с платком, обмоченным слезами». О ней он писал в «Родине», в «Рыцаре на час», в «Баюшки-баю», в незаконченной поэме «Мать».

Тоска по матери заставила его написать и через двадцать лет после её кончины незабываемые, волнующие строки:

                   Повидайся…

                   Повидайся со мною, родимая!

                   Появись лёгкой тенью на миг!

                   Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

                   Всю ты жизнь прожила для других.

                   С головою, бурям жизни открытою

                   Простояла ты, - грудью своей,

                   Защищая любимых детей.

Мать у Некрасова не просто «носительница материнской любви», не просто родительница, но и вдохновительница:

                   Не робеть перед правдой-царицею

                   Научила ты музу мою…

Как к другу-единомышленнику, близкому по духу, обращается с просьбой к матери великий народный поэт:

                   От ликующих, праздно болтающих,

                   Обагряющих руки в крови.

                   Уведи меня в стан погибающих

                   За великое дело любви!

В стихотворении «Рыцарь на час» он страдает от того, что, уехав из дома в Петербург шестнадцатилетним мальчиком, он так и не увидел больше матери. Мучаясь от  грубого произвола своего мужа, от невозможности помочь сыну, которого отец лишил всяких средств к существованию в незнакомом большом городе, слабая здоровьем Елена Андреевна рано умерла. В селе Абрамцево, недалеко от Ярославля, за оградой церкви святых апостолов Петра и Павла, находится её могила:

                   У той плиты, где ты лежишь, родная,

                   Припомнил я, волнуясь и мечтая,

                   Что мы ещё увидимся с тобой.

Через всё стихотворение проходит тема горестного покаяния:

                   Мне не страшны друзей сожаления,

                   Не обидно врагов торжество,

                   Изреки только слово прощения,

                   Ты, чистейшей любви божество!

Чтоб ту силу свободную, гордую,

Что в мою заложила ты грудь,

Укрепила ты волею твёрдою

И на правый поставила путь.

Эти стихи были опубликованы в журнале «Современник». Многие читатели были ими просто потрясены, читая проникновенные строки:

                            Не умел я с собой совладать,

                            Не осилил я думы жестокой…

                            В эту ночь я хотел бы рыдать

                            На могиле далёкой,

                            Где лежит моя бедная мать…

Так как Некрасов всегда проявлял нежность к своей матери, он в своей поэзии сохраняет эту нежность и к своим лирическим героиням. Русская женщина у Некрасова прекрасна и талантлива, умна и самоотверженна, как его собственная мать:

                            Красавица, миру на диво,

                            Румяна, стройна, высока,

                            Во всякой одежде красива,

                            Ко всякой работе ловка!

Но несмотря на эти прекрасные качества, жизнь русской женщины полна невзгод и печалей:

                            Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу поклоняться.

Можно сказать, что всё написанное Некрасовым о женщине, имеет источник в его нежном, благоговейном чувстве к собственной матери. Будь то простая крестьянка:

                            Доля ты! – русская долюшка женская!

                            Вряд ли труднее сыскать.

Или именитые дворянки из поэмы «Русские женщины», подарившие проездом в Сибирь спасительное Евангелие Ф.М. Достоевскому,

или мать воина, защитника Отечества:

                            Средь лицемерных наших дел

                            И всякой пошлости и прозы

                            Одни я в мире подсмотрел

                            Святые, искренние слёзы –

                            То слёзы бедных матерей!

                            Им не забыть своих детей…

Вспоминается и стихотворение «Орина, мать солдатская», где мы слышим горестный рассказ матери о безвременно умершем сыне, вернувшемся с воинской службы:

                            И погас он, словно свеченька,

Восковая, преиконная…

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная.

Или просто несчастная девушка, стремящаяся к личному семейному счастью:

                            Что ты жадно глядишь на дорогу,

                            В стороне от весёлых подруг?..

Многие стихи Некрасова становились любимыми народными песнями.

Через любовь к матери поэт проникался любовью к России, к её природе, истории, углублялся в русскую душу, в русскую простонародную жизнь, все стороны которой он ярко показал в своих произведениях. А сколько прекрасных представителей русского народа запечатлелись в нашей памяти! От крестьянских ребятишек:

                            Все серые, карие, синие глазки –

                            Смешались, как в поле цветы.

                            В них столько покоя, свободы и ласки,

                            В них столько святой доброты!

до седого старца Власа: «На груди икона медная:/ Просит он на Божий храм, - / Весь в веригах, обувь бедная,/ На щеке глубокий шрам…/ Ходит в зимушку студёную,/ Ходит в летние жары,/ Вызывая Русь крещёную/ На посильные дары, -/ И дают, дают прохожие…/ Так из лепты трудовой/ Вырастают храмы Божии/ По лицу земли родной.

А его стихи – посвящения, будь это «Памяти Белинского»: «Наивная и страстная душа,/ В ком помыслы прекрасные кипели,/ Упорствуя, волнуясь и спеша,/ Ты честно шёл к одной великой цели» или «Памяти Добролюбова»: «Но слишком рано твой ударил час,/ И вещее перо из рук упало./ Какой светильник разума угас!/ Какое сердце биться перестало!» Эти стихи, полные личной скорби, но и беззаветной любви, можно отнести и ко всем достойным людям, «кто, служа великим целям века,/ Жизнь свою всецело отдаёт/ На борьбу за брата-человека,/ Только тот себя переживёт…/»

Любовь матери и сына заключала в себе и Заповеди Божьи «Возлюби ближнего, как самого себя», и плоды Духа святого - мир, долготерпение, милосердие, веру, кротость, воздержание. За несколько дней до смерти Н.А.Некрасов напишет своё последнее стихотворение – гимн нашим матерям:

                            Великое чувство! Его до конца

                            Мы живо в душе сохраняем, -

                            Мы любим сестру, и жену, и отца,

                            Но в муках мы мать вспоминаем!

Через сто лет близко подошёл к этой теме Николай Рубцов: «Тихая моя родина!/ Ивы, река, соловьи…/ Мать моя здесь похоронена/ В детские годы мои./ - Где тут погост? Вы не видели?/ Сам я найти не могу./ Тихо ответили жители:/ - Это на том берегу».  А в стихотворении «Аленький цветочек» он глубоко затронул нашу душу детским своим горем, прошедшим через всю его жизнь: Домик моих родителей/ Часто лишал я сна. -/ Где он опять, не видели?/ Мать без того больна. / - В зарослях сада нашего/ Прятался я как мог./ Там я тайком выращивал/ Аленький свой цветок./ Этот цветочек аленький/ Как я любил и прятал!/ Нежил его, - вот маменька/ Будет подарку рада!/ Кстати его, некстати ли,/ Вырастить всё же смог…/ Нёс я за гробом матери/ Аленький свой цветок».

А ещё через полвека вслед за Некрасовым и Рубцовым напишет пронзительный цикл стихотворений о матери выдающийся поэт нашей современности Валерий Хатюшин. В одном из них образ матери вышел далеко за рамки автобиографического сюжета и стал символом памяти и глубочайшего почтения ко всем матерям, а также философского осмысления о бренности нашей жизни: «Покуда мать жива –/ ты не один на свете/     и есть тебе к кому/ приникнуть в горький час./      Пускай верны тебе/ друзья, жена и дети,/ но в жизни только мать/

одна лишь не предаст./ Когда уходит мать,/ душевного разлада/ и с миром, и с собой/ уже не избежать./ Слабеет свет в пути,/      и рушится преграда/ меж смертью и тобой,/ когда уходит мать».

Но вернусь к рассуждениям Татьяны Глушковой, первой в отечественном литературоведении обратившей наше внимание на образ матери Некрасова, как духовное чадо Самой Царицы Небесной нашей, Богородицы, оказавшей влияние на религиозность своего сына: «…хождение реальной матери Некрасова по мукам, как предстаёт оно в его стихах, разве не перекликается в своём роде со страдальческим уделом Богородицы? Тут ведь кроткое, но величавое приятие страданий, которое выглядит как доказательство неуязвимой внутренней силы… Мать поэта и за гробом страдает за него: подготовив его к жизни и творчеству, выведя его «на дорогу тернистую» как достойнейшую из дорог, она, точно именно святое существо, готовит его и к приятию кончины – сквозь великие его предсмертные муки… Ничего подобного по тончайшей религиозности, по высоте земно-небесного сыновнего чувства нет, я думаю, во всей мировой поэзии!

         И, наконец, это обобщение о русской матери:

                            Всевыносящего русского племени

                            Многострадальная мать!

Две строки – а какая формула народной жизни и какое преклонение перед основой основ русского бытия!» Да, лучше не скажешь! Здесь глубокое духовное единство и понимание в мыслях и суждениях Поэта и Критика.

 

 

                                                                Нина Тихомирова,

                                                               г.п. Лиозно

 

                                                   

                            

Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru