Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Родиноведение :: Святые и Святыни :: Святые места
13/09/2015

27/08/2014

23/10/2013

28/09/2013

д. Бушмичи Каменецкого района 
 
ГрушкаМеста явления Богородицы на земле навсегда освящены Ею. Недаром во все времена паломники стремятся их посетить, прикоснуться к ним, ибо они несут ощутимый духовный след Ее пребывания, некое силовое поле, попадая в которое человек не может его не ощутить, которое так или иначе действует на него. Царица Небесная Сама как бы незримо присутствует там и оказывает благодатную помощь всем с верою прибегающим к Ней. 

Есть на Беларуси в Каменецком районе Брестской области почти на самой границе с Польшей, между деревнями Бушмичи (примерно 1 км) и  Верховичи (около 4 км.) прямо в чистом поле такое место явления Божией Матери мало известное даже самым искушенным паломникам. Называют его Грушкой. Впрочем, по всему Каменецкому району оно не просто известно, но даже знаменито. И не только по Каменецкому р-ну. Местные жители близлежащего пограничья Брестского р-на и Польши также прекрасно знают дорогу к Грушке.

Что же это за место? Если идти по дороге из Верхович в Бушмичи, то за густыми кустами и деревьями, которые растут по краю дороги  можно пройти ничего не заметив. Но если на подходе к Бушмичам свернуть с дороги на тропинку, выводящую из-за кустов и деревьев в поле, то взгляду откроется необычная картина. Посреди засеянного поля — огороженный кусок земли (на глазок не больше 5 соток). У дальнего края ограды — небольшое дерево — Грушка. А от нее — кресты, кресты, кресты… Большие и малые, деревянные и металлические, украшенные и простые.

Чем же знаменита Грушка и почему вокруг нее столько крестов? Вот что рассказали старожилы Верхович и Бушмич. Следует, правда, сразу оговорить несколько моментов. История эта весьма давняя по времени, во всяком случае Ольга Моисеевна Степанюк 1903 г.н. из д.Верховичи говорит, что ей эту историю рассказывала еще ее мама. По другим сведениям, все это случилось в 20–е годы ХХ века. Как бы там ни было — сменилось несколько поколений, история стала преданием, передающимся из уст в уста. В связи с этим в некоторых незначительных деталях истории рассказчики расходятся, однако смысловой стержень у истории один.

Жила в те времена в Бушмичах сирота, предание сохранило ее имя — Прасковья. Известно, сиротская доля — горе да слезы. Однако сироты ходят под особым смотрением Божиим, и под свой Покров берет их сама Владычица Небесная. Пасла однажды Прасковья свиней за деревней и застала ее там большая гроза. Спряталась сирота под растущую в поле дикую грушку и стала молиться и плакать, жалуясь Богу на свое горькое житье. Вдруг перед ней осиянная небесным светом предстала сама Пресвятая Богородица и стала ласково утешать девочку. А Прасковья, опустившись Ней на колени, плакала уже счастливыми слезами.

Есть и вторая версия этой истории. Сиротка Прасковья была слепой. И Богородица, явившаяся  девочке под грушкой, не просто утешила ее в горестях, но исцелила ее.

Когда девочка вернулась в деревню и стала рассказывать о  чудесном явлении, то реакция односельчан была разной. Кто-то недоверчиво рассмеялся, кто-то пожал плечами — убогая, мол, дурочка; кто-то задумался, а кто-то поверил. Однако, так или иначе рассказ сироты запал в душу односельчан. И вот, сначала единицы, потом и самые недоверчивые потянулись к Грушке, кто помолиться, кто поплакать. И почувствовали люди — непростое это место, слышит их молитвы Богородица. Вскоре слава о нем разнеслась по окрестностям.

Сейчас никто уж не помнит, как установился обычай приносить к Грушке кресты. Их называли оброчными. Т.е., поставив крест, человек как бы приносил Богу жертву, обрекался, обещался Ему.

Через некоторое время возле Грушки было уже много крестов и стояла небольшая часовенка. Часовню поставили еще до Великой Отечественной войны, при Польше.

Война не тронула Грушку: и дерево, и кресты, и часовня,  —  все осталось целым. Но в 60-е годы начались для Грушки тяжелые времена. Председатель колхоза, где была Грушка, решил искоренить не только дерево, но даже память в народе об этом святом месте. Однажды ночью к Грушке были стянуты трактора, грузовики, люди. И в одну ночь грушку срубили и выкорчевали, часовню разобрали, кресты увезли и сожгли, поле распахали.

Утром жителям Бушмич, пришедшим к Грушке открылось зрелище тем более страшное, что неожиданное: пустота, распаханное поле, будто и не было здесь ничего…

Но прошло немного времени, и, чудо! Из земли среди поля пробился к свету слабый росток — Грушка! Но радость была недолгой, росток вырвали корнем. Прошло еще некоторое время, и — Бог поругаем не бывает. На месте былого дерева снова показалась из земли и потянулась к солнцу неумирающая грушка. И возродилось святое место, не человеческими усилиями, но Божиим промыслом. И снова потянулись туда паломники с крестами «за здоровье».

Сейчас Грушка огорожена, ограда окрашена свежей краской, место внутри убрано и расчищено. Каждый день здесь есть люди. И снова жители окрестных деревень подумывают о часовне.

А пока каждый год 27 августа накануне Успения Пресвятой Богородицы сюда съезжаются священники со всего района и служат молебен. Паломников из окрестностей в этот день бывает столько, что люди не вмещаются в огороженное пространство. Приезжают также из Бресткого р-на, Польши.

И установился здесь еще один замечальный обычай. Хозяева, жители деревни Бушмичи,  к этому дню готовятся к приему , и после молебна на траве, столах раскладывается угощение — строго постное! Каждый, кто приехал или пришел сюда, может подкрепиться местным, от чистого сердца предложенным угощением, прежде чем отправиться в обратный путь.

Местные жители говорят, что приезжают из Польши поклониться святому месту и католики. Но привозят они с собой православные кресты.
 
Елена Михайловна Боганева, научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии наук Беларуси.



д.Таль Любанского района
 
Камень возле д. Таль Любанского района. Камень в этих местах известный, возле камня оброчный крест - крест с завязанными на нем рушниками. Каждый рушник - оброк (оброк - видимый символ невидимого обета и просьбы к Богу - как правило, о здоровье своем и близких людей). О камне существует народное предание, что на нем когда-то отдыхал сам Христос, и когда Он встал уходить, оперся рукой о камень. Отверстия в камне - от Его пальцев. Там даже в сухое лето собирается вода, которая считается целебной. На березе возле камня - тоже оброчные рушники.

kamen
 


Священные источники

д. Студенец Костюковичского района

Криничка и оброчный крест с ручниками возле д.Студенец Костюковичского района Могилевской  области. По местному преданию, источник был обнаружен и оборудован местным помещиком (конец 18 начало 19 вв.). У него с супругой долго не было детей, вода этого источника помогла им. Раньше возле него стояла капличка (часовенка), которая затем была разрушена в годы советской власти. И раньше, и  сейчас на источнике совершаются молебны на Троицу. 

     



д. Язвино Узденского района

Святой колодец в лесу возле д. Язвино Узденского р-на Минской области. О происхождении  его почти ничего неизвестно, но вода считается целебной, к колодцу ходят пешком брать воду со всех окрестных деревень (проехать к нему по лесу практически невозможно).

istochnik_ istochnik_2



Криницы Пустынский мужской Свято-Успенский монастырь

По преданию, монастырь был основан на месте лесного источника, который указала во сне князю Симеону Лугвину Матерь Божия. Симеон Лугвин страдал в конце жизни слепотой и много молился, чтобы снова видеть. Во сне Матерь Божия указала ему место - тогда еще в глухом в лесу - где бьет источник. Если он промоет его водой свои глаза - исцелится. Симеон нашел это место и прозрел, и пообещал на этом месте воздвигнуть монастырь. Основание монастыря датируется 1380 годом.
 На сегодняшний день прямо на месте древнего источника воздвигнут храм . От родника, который находится в глубине земли под храмом выведены трубы в купальню, которая располагается рядом с храмом, и собственно источник, из которого набирают воду. Вода в купальне имеет температуру +2 - + 3 градуса круглый год. Источник очень известен по всему Мстиславльскому району, а также во многих других местах Беларуси и России. Монахи уже несколько лет ведут дневник, в котором паломники записывают случаи помощи и исцелений от святой воды источника.
На фотографиях храм, купальня, источник. 

lik twerkov 
kupalnya _istochnik

В окрестностях этого же СвятоПустынского -монастыря (а, я не написала, он расположен в 10 км. от бел. районного центра Мстиславля, почти на самой границе со Смоленской областью) есть еще 2 источника. Один оборудован в виде колодца, второй течет где-то в километре или двух от монастыря. Тот, который в виде ручья - в народе говорят, особенно помогает при заболеваниях ног и суставов.

istochnik0 nature

Елена Михайловна Боганева, научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии наук Беларуси.

Ваш комментарий

Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru