Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
Главная
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Главная

Семья как величайшая жизненная ценность

Не секрет, что подавляющее большинство всех проблем связано с жизнью человека в семье, с отношениями между мужем и женой, между родителями и детьми, тещами, свекровями и т. д. Эта сфера отношений занимает огромную часть в жизни человека. И если в семье что-то не в порядке, то вся жизнь не в порядке. Поэтому формирование культуры семейных отношений является одним из актуальных направлений деятельности Духовно-просветительского центра имени свт. Георгия Конисского Могилевской и Мстиславской епархии. Сейчас очень большое место в жизни людей занимает работа, карьера. И уже не редки случаи, когда родители детей не видят сутками, потому что они зарабатывают деньги, и воспитание детей стало вмещаться в формулу «одеть-обуть – накормить». Возникают сомнения в правильности такого образа жизни. А может ли для человека быть что-нибудь важнее семьи?

В Духовно-просветительском центре эта проблема обсуждается несколько в иной плоскости. Директор центра Сомов Сергей Эдуардович, кандидат филологических наук, убежден, что не следует противопоставлять семью и работу, поскольку одно включает другое. Нельзя рассматривать семью как что-то отдельное: у каждого человека есть работа, есть друзья, какое-то хобби. У человека действительно есть серьезнейшие обязанности перед обществом, перед тем служением, к которому он призван, и есть семья. В системе деятельности центра традиционным стало говорить о семье в контексте разговора о смысле человеческой жизни, о том, что есть человек, в чем его призвание, в чем его подлинное достоинство, что возвышает человека и что, наоборот, унижает. И тогда становится понятна роль семьи в жизни человека. Ведь если она является чем-то самоценным — это одно. А если же семья является частью более широкого служения человека в этой жизни, то все видится совсем иначе. 

Наилучшим экзаменатором успехов в работе является семейная жизнь. Потому что, чем человек дальше от нас, тем легче проявлять к нему любовь. Нетрудно делать какое-то усилие и делать дела любви, говорить добрые слова, быть доброжелательным к тому человеку, с которым мы встречаемся время от времени. Чем человек становится ближе, тем уже сложнее. Перед нами высвечиваются все недостатки людей особо близких к нам. И нам гораздо труднее терпеть и прощать их. Поэтому именно в семье человек и любовь подвергаются самым большим испытаниям. Порой ни у кого ненависть не выражается так сильно, как у людей, связанных супружескими узами. Важнейшим требованием личности к себе должно быть стремление к совершенству, а семья — великолепная школа для самосовершенствования. Психологи утверждают, что человек почти никогда, за крайне редким исключением, не бывает тем, что он есть на самом деле. Он все время играет какую-то роль: одну с друзьями, другую на работе и т. д. А какова личность на самом деле часто не знают не только окружающие, но и сам человек не отдает себе отчета в полной мере. А жена и дети знают. Потому что семья включает в себя такой комплекс обстоятельств, при которых долго играть невозможно, личность проявляет, в конце концов, подлинное лицо. И для человека, искренне стремящегося к совершенству, тот опыт, который он получает в семье, просто бесценен.

Востребован среди педагогов региона обучающий семинар-практикум «Формирование культуры семейных отношений на основе христианских ценностей», который организован по инициативе учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» и Духовно-просветительского центра имени свт. Георгия Конисского. Семинар проводится на базе Свято-Никольского женского монастыря г. Могилёва. Сама атмосфера монастыря настраивает на серьёзное восприятие обсуждаемых проблем, на последующее рассуждение каждого участника о гармонии и благости своей семьи. Никого не оставляет равнодушным лекция Сомова С.Э. «Гуманистический потенциал христианских ценностей, его роль в формировании культуры семейных отношений». Случается, что некоторые участники с иронией высказывают своё несогласие с тем, что услышали. Но таких мало. Сергей Эдуардович побуждает к осмыслению, что в спешке, в повседневной суете, мы утрачиваем самое главное — традиции семейной жизни, теряем самую главную традицию — умение жить семьей. Сейчас часто есть видимость семьи, но ее члены живут сами по себе, своей жизнью. Но семья — это целостный организм, с едиными ценностями, скрепленный одними духовными связями. И если начинается разлад в семье, то, как следствие, проблемы появляются у каждого члена семьи. Другими словами, каждый отвечает за другого, за всех, так как на незримом уровне мы все оказываемся соединенными в одно целое. И это целое влияет на каждого. Поэтому очень важно эту целостность семейную поддерживать, сохранять: соблюдать традиции, правила, обычаи. В первую очередь это касается традиций почитания старшего, главы семьи, мужчины. Также следует вместе проводить время, обедать, отмечать совместные праздники, хранить семейные реликвии. Ведь все это было в наших семьях: семья укрепляла и растила поколения нашего народа! Ею было принято гордиться, на нее надеяться. Семья всегда защищала, укрепляла, напитывала детей любовью, чувством безопасности, формировала мировоззрение, насыщала духовностью.

Уклад семьи — традиции, правила, обычаи, это все то, что скрепляет семью, позволяет ей быть не суммой отдельных «Я», а единым, целостным организмом.

Под семейным укладом можно понимать соединение отцовской и материнской линий поведения, которые выстраиваются в иерархическом порядке, строе жизни и передаются из поколения в поколение.

Другими словами, семейный уклад — это определенная жизненная стабильность, заданный ритм, которые являются основой спокойствия и уверенности семьи и ее членов.

Традиционный семейный уклад включает в себя следующие компоненты:

-обычаи (установившиеся привычные формы поведения);

-традиции (переходящие из поколения в поколения способы жизни семьи, культурные, духовные ценности);

-отношения (базовый эмоциональный фон, доминирующие настроения);

- правила (нормы поведения, образ мыслей, привычки);

-распорядок дня, недели, года, который в отечественной православной культуре задавался суточным, седмичным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

И эта заданность, стабильность жизни в прежние времена создавала ощущение защищенности, а также уверенность, спокойствие у членов семьи. Как мы сейчас в этом нуждаемся! К сожалению, многое оказалось сегодня утраченным и забытым. Мы все больше и больше оказываемся «Иванами, не помнящими родства», «перекати-поле», без корней, без традиций, без прошлого. Своей жизнью мы вольно или невольно следуем популярным призывам: «Живи одним днем», «После нас — хоть потоп». Так не должно быть!

Иван Шмелев в прекрасном произведении «Лето Господне» вспоминает своего отца, быт их дома. Вся его взрослая жизнь опиралась на эти воспоминания. Так вот, у одного человека будет, как у Шмелева: праздники, будни, скорби. А у другого – таких положительных воспоминаний, к сожалению, может оказаться очень мало. Ведь главная роль в воспитании отводится силе примера. И нам родителям самим не нужно делать ничего плохого, дабы потом этого не сделали наши дети. Бесполезно будет наставлять своих подросших детей правильными словесными формулировками. Потому что реально в их памяти останется пример — то, что мы сделали сами.

Человек начинает свою жизнь в семье, которую он не создавал, – это семья его отца и матери, и он входит в нее через рождение, задолго до того, как ему удастся осознать самого себя и окружающий мир. И.А. Ильин говорил, что ребенок получает эту семью как особый дар судьбы. В основе брака лежат выбор и решение, а ребенку не приходится выбирать и решать. Отец и мать как бы образуют судьбу, которая выпадает на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, в лоне семьи. Мы все - слагаемые этого лона, со всеми нашими возможностями, чувствами и желаниями, и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей семьи, как бы живым символом ее семейного духа.

 И если между родителями существует непобежденный разлад, противоречие, то и ребенок будет порождением этого противоречия и продолжит его. Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. Нельзя насильно удержать, внушить, заставить ребенка быть таким, как этого хотят отец или мать. Потому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими в любви. Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о воспитании. Замечательному подвижнику Георгию Задонскому написал жалостливое письмо один человек о том, что его не любят, а тот ему ответил, что нет такой заповеди, чтобы нас любили. Но есть заповедь, чтобы мы любили. Каждый из нас именно так должен видеть свою задачу в жизни: конечно, очень хочется, чтобы меня любили, но это как получится, за это с меня особо не спросится, а вот то, как я любил, это будет подлинным критерием ценности моей жизни. Наша беда в том, что мы сетуем на непонимание со стороны других, мы ищем утешения и мы хотим любви.   В одной древней молитве есть такие чудесные слова: «Господи, удостой меня понимать и не искать понимания, утешать и не искать утешения, любить и не искать любви».

Родительская любовь – особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов семьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Это подлинный смысл семейной жизни – трудный и мучительный. Собственное Я каждого из родителей ущемляется, ломается, подавляется нуждами других членов семьи. Бессонные ночи, физическая усталость, скованность, беспокойство – всего этого не избежать. Отец может почувствовать себя заброшенным из-за того, что жена стала больше внимания уделять материнским обязанностям. Христианство учит, что добровольная жертва хотя бы частью гипертрофированного Я может стать началом созидания нового, лучшего человека. Наряду с готовностью принести в жертву часть своего Я развивается не менее сильное желание познать Я других, понять потребности их личностей, взгляды на жизнь, их способности.

 Только дома ребенок может получить истинную радость и удовольствие в праздничный день в кругу родных, близких. Многие и сейчас помнят прежние традиции, связанные с церковными праздниками: как на Троицу дом украшали березовыми веточками, запекали гуся к Рождеству, делали куличи к Пасхе, на Преображение благословляли первые плоды, на Благовещение выпускали из клеток птиц, на масленицу пекли блины и катались на санях. Вот они - наши традиции! Но, к сожалению, многое сегодня оказалось утраченным, растоптанным, забытым. А самое главное, что оказалось утраченным, — понятие дома.  А ведь дом — это то место, где в основном разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Дом имеет свое пространство и свой объем, свой запах, свои голоса. Воздух дома всегда духовно наполнен какой–то особой атмосферой, которая незримо чувствуется, когда ты только переступаешь за его порог. И какая это будет атмосфера — любви, уюта, миролюбия, покоя или неприятия, одиночества, заброшенности — зависит, в первую очередь, от женщины.

По словам С.Э. Сомова, признаком несостоятельности женщины является ее личностная «бездомность». Можно быть состоятельной на работе, иметь массу друзей, подруг, самореализовываться, но дома… беспорядок, дети голодные, муж ходит в мятой рубашке, неухоженный, заброшенный. Какой уж тут уют?! А в другом доме может быть чисто, аккуратно, прибрано, но не уютно, и это тоже чувствуется. А что же такое уют? Это гармония и структурированность души, это чувство душевного покоя хозяев, которое отражается на окружающих предметах, когда все на своих местах. Уют — это спокойная любящая забота. Уют — это мера возвращения женщины к своей первозданной сущности, мера обретения ею себя.

Другими словами, уют в доме — это своеобразный индикатор структурированности личности, в первую очередь женщины, это проявление порядка в собственной душе.

«А какой же дом является идеальным?» – такой вопрос часто задают участник встреч.  По мнению заведующей учебно-методическим кабинетом  Духовно-просветительского центра Т.К. Борисенко, идеальный дом — это дом, где сохраняется благодатный, разумный баланс замкнутости от мира и открытости миру и людям. Дом должен быть миролюбивым, спокойным и благочестивым.  Дом — это место, куда хочется идти, где тебя любят, где тебя встречают с радостью. Прочен тот дом, хозяева которого обращены в вечность: живут духовной жизнью, из рода в род передают духовные, культурные традиции, ценности — все то, что выше времени. Вечное в доме должно накапливаться — то, что из поколения в поколение передается и никогда не стареет, что наводит на мысли о жизни вечной. С воспитательной точки зрения, особо важным понятием является не просто дом, а отчий дом. Именно в нем растут дети, и от того, есть он или нет, многое зависит в жизни каждого поколения. Отчий дом, его духовная и материальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками, это – видимое подтверждение благочестия и праведности людей, живших и живущих в нем. Он является зримым показателем духовно-нравственного и материального умножения родового богатства. Духовная жизнь семьи или отсутствие этой стороны жизни определяется отношением к отчему дому. Потеря отчего дома всегда приводит к потере некой материально-духовной совокупности. Вместо дома семья обретает пространство, где можно ночевать, питаться, существовать. Рождаются бездомные в духовном смысле семьи. И хорошо, если есть хотя бы осознание этой бездомности, порождающее желание создать свой дом таким, чтобы он с годами стал для детей действительно отчим домом. Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений современного мира. Так и хочется обратиться ко всем мужьям и жёнам, которые находятся в постоянной борьбе за свое лидерство, превосходство в семье: «Остановитесь! Ваши дети страдают! Победы в этом сражении никогда не бывает, только побеждённые!» Потому что особенно важны семейные традиции для ребенка, для его неокрепшей души, которая остро и тонко воспринимает и впитывает все впечатления, которые остаются мощным фундаментом на всю последующую жизнь. В горе и радости человеку помогает внутренний свет и тепло, связанные с ранними детскими воспоминаниями. Именно они служат своеобразным компасом, показывающим правильность вектора поисков человека.

 Вера, духовность объединяла, сплачивала членов семьи действительно в единое целое. Если дух разный, разная жизненная направленность, то искусственно людей не объединишь. Родственные отношения, конечно, будут, но дух объединяет больше, чем родство, если в единодушии дети растут, то они потом единодушие хранят, если нет — разлетаются как опавшие листья в разные стороны. Пойди потом собери всех вместе!

А. Купцов, протоиерей, руководитель отдела образования и катехизации   Могилевской епархии, всегда акцентирует внимание на то, что основой семьи всегда была соборность — общность духовная. Всем миром люди молились, всем миром отражали вражеские нападения, всем миром помогали друг другу в горестях и радостях. Семьи ранее были большие, многодетные, отмечает батюшка. Каждый ребенок был частью семьи, а не «центром мироздания», как сейчас, когда зачастую все сосредоточены на интересах единственного ребенка, который становится «кумиром семьи» или «маленьким тираном». С детства детям прививались понятия чести, достоинства, нравственности, целомудрия. Ребенок с малых лет привыкал ограничивать себя, соизмерять свои потребности с возможностями семьи, и такое понятие, как эгоизм, было редкостью.

 Сегодня как никогда важно возрождать семейные традиции, так как весь институт семьи находится под угрозой распада. В первую очередь эта задача лежит на родителях: сумеют они создать духовную атмосферу в доме, сумеют возродить утраченные корни, вспомнить своих предков, покаяться в ошибках, обратиться за помощью к Всевышнему — велик шанс спасения такого рода. Если нет — тогда вместо истинных традиций вырастут деструктивные семейные проявления, которые в каждой семье будут приобретать свои индивидуальные очертания. В связи с этим можно вспомнить известную фразу Л. Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.  Можно добавить: все счастливые семьи похожи, если они в своем основании имеют крепкие духовные основания и живут по духовным принципам. Если этого нет — то фундамент семьи становится зыбким, а здание ее непрочным.

 

Рябова Л.А. руководитель семейного клуба «Очаг» Духовно-просветительского центра имени свт. Георгия Конисского Могилевской и Мстиславской епархии

 

Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru