Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Родиноведение :: Патриотическое служение Белорусской Православной Церкви
Вклад могилевских священнослужителей и прихожан в Победу в Великой Отечественной войне.
 
Протоиерей Онисим Коваленко с 1941 года служил священником в Борисоглебской церкви г. Могилева, а в 1942 г. был переведен в Княжицкую церковь им. Св. Александра Невского, где и проводил богослужения до изгнания немцев. Отец Онисим рассказывал о последних часах обороны Могилева, который мужественно не сдавался врагу в течение двадцати трех дней.
 
Один из сыновей отца Онисима – Николай, погиб на фронте под Смоленском в 1941году. Жену и сына Николая фашисты расстреляли в Могилеве за связь с партизанами. Другой сын о. Онисима – Михаил, был танкистом. Снарядом, попавшим в танк, ему оторвало одну ногу и часть стопы другой. Горящим костром выбрался он из боевой машины и еле остался жив. Дочь Тамара также прошла фронтовое пекло Великой Отечественной войны.
 
Сергей Коваленко (последний сын о. Онисима), оставшийся единственным в живых из всей разведгруппы, после неудачной попытки вывести гранатами из строя огневую точку дзота противника, закрыл амбразуру своим телом. Это произошло на левом берегу реки Одер, в окрестностях города Шургаст, за три месяца до Победы - 1 февраля 1945 года. Сыну священника было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Его именем названа улица г. Могилёва.
 
Дети священника, несмотря на то, что в годы репрессий их отец был арестован за религиозную деятельность (семья была изгнана из дома, были конфискованы корова и лошадь), в тяжелый для Родины час проявили подлинное мужество и патриотизм.
          
В тяжелый час испытаний верующие люди с Божией помощью проявляли недюжинную силу духа.
 
Ещё одна история не может остаться без должного внимания. Могилевчанка Прасковья Дерибо до войны работала почтальоном. Когда 44-летняя патриотка увидела в Луполовском концлагере Могилева в 1941 году издевательства фашистов над военнопленными, то решила посвятить свою жизнь помощи страдальцам. Начальник лагерного госпиталя Борис Темерецкий организовал церковь, куда под видом монахини приходила Прасковья Дерибо. Она брала в руки икону и требовала, чтобы ее допустили исповедывать военнопленных для отпущения грехов перед смертью.
 
«Я человек религиозных убеждений» - заявляла женщина во время войны и после. Помощь и поддержку она находила в Церкви, среди верующих, соседей, знакомых и незнакомых. Прасковья Иосифовна, одевшись в черную одежду монахини, ходила по домам горожан и сельчан, в пригородных деревнях, собирала еду для военнопленных. Приготовленную пищу и собранные продукты грузила бочками на телегу, на сани и везла в концлагерь.
 
Склад овощей для Дерибо находился в Трехсвятительском храме Могилева, который открылся осенью 1941 года. В подвале церкви в воскресные дни по благословению настоятеля отца Константина Радзивиновича для нуждающихся прихожан были организованы обеды. Сестра-хозяйка областной больницы Петрова вместе с подпольщицей Карпинской договорились отпечатать в немецкой типографии 2500 молитвословов, которые продавались с помощью священников и церковных старост. Вырученные деньги были использованы на приобретение хлеба, картофеля, муки. За три года патриотка собрала 500 пудов соли, около 3000 пудов хлеба, около 15000 яиц, более 11000 пудов картофеля и многое другое.
  
Продуктами питания, медикаментами, ветошью для перевязки ран, самыми необходимыми бытовыми мелочами (от иголок с нитками до кружек) Прасковья Дерибо обеспечивала военнопленных Луполовского концлагеря, где находилось около 70 тысяч людей, а также тяжелораненых бойцов Красной Армии, оставшихся в трех госпиталях Могилева.  Прасковью Иосифовну арестовывали, держали в тюрьме и гестапо, где она все время молилась. Ее даже приговаривали к казни через повешение. За нее заступился священник, сказавший немцам: «Она действительно монашка, отпустите эту верующую душу».
 
 
 Во время войны действующим приходом в Могилеве являлся приход Иоанно-Богословской церкви на Мышаковском кладбище. Настоятелем прхода служил отец Иаков Листратенко, в сан священника он был рукоположен в 1943  году.
 
По воспоминаниям очевидцев, в годы войны церковные службы шли и в Петро-Павловском храме на Луполово (Район фонтана возле гостиницы Днепр), где настоятельствовал слепой о.Иоанникий.
 
Действовала при оккупантах и Покровская церковь в Подниколье (крест на месте руин виден с моста через р. Днепр). Покровский храм являлся местом встреч могилевских подпольщиков. Прихожан стало больше: приходили в церковь за утешением и надеждой отчаявшиеся, измученные солдатки, приходили венчаться и крестить детей даже далекие от религии люди – те, кому не хотелось иметь дело с немецкими учреждениями.
 
Возможно, что богослужения проходили и в Свято-Успенском храме села Голени Могилевского района, настоятелем которого с 15 сентября 1941года был отец Петр Сойченко. Во время войны храм находился в полуразрушенном состоянии, и в нем от угона в Германию пряталась молодежь. Фашисты внутрь не заходили, освещали снаружи фонариком.
 
Из пригородных храмов Могилева также действовала церковь в Полыковичах.
 
В Климовичской Свято-Михайловской церкви в начале войны находился лагерь для офицеров и солдат Красной Армии. На Рождество 1942 года в храме состоялась служба. Настоятель, о. Петр Макаров, был связным партизанского отряда №45 «За Родину», действовавшего на территории Климовичского и Краснопольского районов. Священник выезжал в деревни под видом исполнения треб, в храме встречал посыльных от партизан, венчал бывших военнопленных и переправлял их в партизанский отряд. О.Петр Макаров был награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Отечественной войны». В фонде Климовичского районного историко-краеведческого музея хранится копия Правительственной телеграммы, адресованной священнику и подписанной от имени Сталина: «Священнику Климовичской Архистратиго-Михайловской церкви Макарову П.П.
Прошу передать верующим и причту Климовичской соборной Архистратиго-Михайловской церкви, собравшим 65695 руб. и вещи в фонд помощи раненых фронтовиков, привет и благодарность Красной Армии. 18/2.1944г.1.00 И.В.Сталин».
 
После окончания войны в Могилевскую епархию, где не хватало священников, стали прибывать служители из других мест, в биографии которых внесла свою лепту Великая Отечественная война.
  
В Борисо- Глебском храме служил протоиерей Косьма Раина, который в 1942 году служил в Пинске. Однажды его вызвал районный бургомистр и потребовал, чтобы за богослужением в церкви впредь не совершалась молитва за Московское церковное чиноначалие, а молитва «О стране нашей, властех и воинстве ея» была заменена словами «об освобожденной стране Российской и победоносном германском воинстве Господу помолимся», как указывалось в циркуляре Пинской Духовной Консистории. Подобные распоряжения священнику Косьме поступали не единожды, но он продолжал привычную молитву, при том, что за непослушание мог поплатиться жизнью.

В святую Пасхальную ночь 1943 года отец Косьма Раина при огромном стечении прихожан, в присутствии на службе партизан, зачитал обращение к населению временно оккупированной территории Митрополита Киевского и Галицкого Николая. В проповеди он отметил:- «Воля Божия не в приказах фашистов, а в призывах родной Русской Православной Церкви к нашим верующим сердцам» и призвал помогать народным мстителям.
 
По приглашению командования партизанской бригады священник участвовал в лесном новогоднем митинге, посвященном встрече 1944года, и выступил с речью в которой выразил надежду, что в наступающем году патриоты освободят «родную землю от фашистской нечисти. И в этом великом деле да поможет нам Бог!».
 
Вместе с ним в Борисо-Глебском храме служил священник Николай Волынец, который во время войны в Брестской области тоже был связан с партизанами. Отец Николай награжден орденом Великой Отечественной войны и медалями.
 
В этот же список внесена и фамилия священника о. Бориса Савинова, который с первых дней Великой Отечественной войны воевал на фронте, защищал Москву, участвовал в сражении на Курской дуге, за которое его наградили орденом Красной Звезды. Боевой путь священника отмечен 29 орденами и медалями. О.Борис вспоминал о том, как при наступлении на Запорожье, когда он командовал штрафным батальоном, во время атаки пуля попала в нательную медную иконку Святителя Николая и застряла в ней.
 
Отец Борис восстанавливал церковь в д.Турки под Бобруйском, был настоятелем Свято-Покровского храма в Вейно, затем клириком Трехсвятительского собора. Образ, спасший ему жизнь, хранится в Троице-Сергиевой Лавре.
 
Протоиерей о.Иоанн Захарченко (20.09.1890-21.09.1979) (Иван Малахович Захарченко) - настоятель Свято-Покровской церкви г.Кричева. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен. Во время Великой Отечественной войны отказался служить при немцах в храме с новыми священниками-обновленцами. Молился дома с близкими и надёжными людьми. Помогал сбежавшим из лагеря смерти, находившемся на территории цементного завода с 1941 по 1943 годы, давал им еду и одежду, перевозил через р.Сож, направлял их в лес. Также постоянно со своими близкими носил еду пленным в лагерь. Помогал захоранивать погибших солдат. С 1944 года организовал восстановление Свято-Покровского храма.
 
.
В январе 1942 года, по распоряжению церковных властей в Восточную Белоруссию были направлены архимандрит Серафим (Шахмуть) и священник Владимир Кударенко, открывавшие церкви в Витебской, Могилевской, Гомельской областях, где ими было проведено более 91 богослужений.
 
К 1945 году в Белоруссии действовало 1044 православных храма, из них было зарегистрировано 682.


 
Таким образом, Православная Церковь и ее верные сыны-священнослужители вместе со всем народом несли тяготы военного времени  поддерживали как могли свою паству, полностью разделяя ее нелегкую участь.

Антоненко Антонина Игоревна, преподаватель могилевского медицинского колледжа, Гришанова Людмила Федоровна (г. Могилев).
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru