Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Вопрос-ответ :: Священнику
прОтветы протоиерея Александра Писларя, священнослужителя Покровской епархии Саратовской области, на вопросы об устроении семейной жизни и воспитании детей.
 
Вопрос: Как справиться с паникой, которая охватывает, когда дети начинают болеть? Умом понимаю, что по-другому дети не растут, будут и болезни, и раны, и шишки, но каждый раз, когда что-то случается с детьми, страх меня словно парализует. Знаю, что Господь не любит боязливых, и во всем остальном мне ничего не страшно — были бы только здоровы дети. А они почти постоянно болеют.
 
Ответ: Малодушный страх и постоянное беспокойство за здоровье своих детей, которые порой могут овладевать душой родителей, можно преодолеть через молитву за своих детей. Молитва, приближая нас к Богу, дает нам понимание того, что без помощи Божией мы сами не можем ничего сделать, в том числе и для своих родных.
 
Понимание этого позволяет нам избежать ошибки, когда мы считаем, что гарантом благополучия наших детей являемся мы сами, наши заботы о них, а Богу уделяем второстепенное место.
 
Возвращение к правильному отношению позволяет нам оказывать и попечение о своих детях, и заботу, но при этом вручать их Промыслу Божиему, который всегда спасет наших детей.
 
Нужно помнить, что такой страх — это всегда искушение, которое может возникнуть только из-за нашего маловерия. Главные способы борьбы с ним — это напоминание себе о прежних благодеяниях Божиих и молитва за своих детей.
 
Вопрос: Мы с мужем живем в невенчанном браке — мне бы очень хотелось обвенчаться, но супруг не готов к этому. Живем не очень гладко, несколько раз доходило до развода — пока только на словах. Я верю в то, что если мы обвенчаемся, то будем более ответственно подходить к своим обязанностям и будем более внимательны друг к другу. И Божие благословение поможет нам преодолеть все трудности. Или прежде чем идти в храм нужно научиться жить?
 
Ответ: Ситуация, когда люди вступают в брак еще до своего обращения ко Христу, очень характерна для нашего времени. В дальнейшем, когда один из супругов приходит к вере, перед ним встает вопрос: как правильно с точки зрения христианской веры строить отношения с пока еще далеким от Церкви супругом.
 
Такая ситуация была характерна и для апостольских времен. У апостола Павла есть указание, как поступать верующему супругу: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7, 12-16).
 
Следующий очень важный шаг для воцерковленного супруга(и) — это понимание того, что брак становится христианским не в результате совершения самого чинопоследования Таинства Венчания, а в результате постепенного воцерковления и мужа, и жены. Это процесс длительный, требующий духовного усилия и терпения.
 
Поэтому смущение воцерковленного супруга(и) по поводу того, что до определенного времени венчание невозможно, не имеет под собой серьезного основания. На самом деле, это скорее повод к тому, чтобы уверовавший супруг нес определенный христианский подвиг молитвы за свою вторую половину, подвиг терпения, любви и надеялся на то, что рано или поздно вторая половина этой семьи воцерковится.
 
Настаивать на венчании не стоит по двум причинам: во-первых, даже если вторая половина уступит таким слишком настойчивым просьбам, согласится и формально примет участие в этом Таинстве — это не сделает семью христианской. Совершение любого Таинства можно уподобить семени. Например, Крещение, Причастие, Исповедь будут действенными в жизни человека, только если он прилагает усилия. А если он приступает к ним формально, но не живет как христианин, они не могут спасти его автоматически. Это касается и венчания, может быть, даже в большей степени.
 
Во-вторых, ничто не происходит быстро и сразу. И здесь супругу(ге), который уже воцерковился, следует помнить собственный духовный путь к вере, который тоже требовал и времени, и усилий, и дать свободу действия второй половине. А в это время помогать ему молитвенной поддержкой.
 

Задать вопрос



Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru