Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Вопрос-ответ :: Священнику

прРуководитель Отдела образования и катехизации Покровской епархии Саратовской области   протоиерей Александр Милованов и главный редактор православного журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский отвечают на вопросы о патриотическом воспитании.

 

Раньше было принято говорить о любви к Родине. Но в последнее время слова «патриотизм», «героизм» часто могут вызывать снисходительную улыбку, а порой даже и откровенную насмешку. В современном обществе, где интересы личности преподносятся выше всех остальных, любить Родину становится не модно, а разговоры о патриотическом воспитании кажутся устаревшими. Часто возникают следующие вопросы:
 
1.Зачем христианину, призванному быть гражданином Отечества Небесного, любить Отечество земное?
2.Как воспитать у детей патриотизм?
3.Зачем детям, живущим в мирное время, рассказывать об ужасах войны?
 
Отвечает руководитель Отдела образования и катехизации Покровской епархии Саратовской области -  протоиерей Александр Милованов:
 
1.Так может ставить вопрос только человек, который не знает, как живут в странах, где Православие не является доминантной религией, а христиане находятся
в меньшинстве. Там, где нет стремления ко Христу, есть пустота, которая быстро будет заполнена. Конечно, не нужно прилепляться к земному. Но с другой стороны, мы должны ценить те обстоятельства, которые посылает нам по Своей милости Господь, сравнивая условия жизни своего народа с другими, которым не так просто исповедовать Православие.
 
Государство, если оно православное (или хотя бы не мешает исповедовать христианство), создает условия для духовной жизни, которая ведет нас к Небесному Царствию. Нужно любить свою Отчизну, ценить то хорошее, что в ней есть, и приумножать его. Не случайно есть такое выражение: «Не относись к своей земле так, как будто ты получил ее в наследство от предков, а относись так, будто ты взял ее у взаймы у потомков».
 
2. Патриотизм начинается с любви к родному порогу, к тому месту, где ты родился. Человек, который дорожит хотя бы историей своего рода, города, расширяя свой кругозор, духовно возвышается. Потому что история нашей страны тесно связана с Православием, на протяжении многих веков наши предки пытались жить по Христовым заповедям. Те ценности, которые возвещало Православие, отразились в самых разных событиях истории нашего народа. И соответственно, человек, который будет изучать историю своего рода, откроет для себя много полезного и интересного. Так и воспитывается любовь к Родине.
3. Относительно ужасов войны... Без этого чело-иск не осознает, насколько важно любить свою страну и пытаться ее сохранить. Ценится только то, что тяжело дается, а уж существование нашей Отчизны далось нашему народу непросто.
 
Миллионы человеческих жизней были отданы за ее свободу. И поныне есть люди, которые защищают нашу Родину на рубежах. Есть люди, которые защищают страну, просто честно исполняя свой долг. Перед тем, кто осознал страдания людей, есть два пути: или озлобиться, или, наоборот, начать понимать боль ближнего. Чтобы оценить ту колоссальную жертву, которую ради мира принесли наши предки, нужно говорить детям о войне.
 
Отвечает главный редактор православного журнала для молодых людей «Наследник» протоиерей Максим Первозванский:
 
1. Человек, который не научился любить своих маму, папу, брата, сестру, испытывает большие трудности с тем, чтобы полюбить Бога. Потому что любим мы одним местом — сердцем — и Родину, и Бога, и даже врагов. Поэтому если в сердце нашем не привита любовь в самых разных проявлениях, мы будем испытывать трудности с тем, чтобы полюбить Бога.
 
Хотя я и не монах, но двадцать лет моей жизни прошли в Новоспасском монастыре. У меня много знакомых, которые к монашеству тяготеют. По моим наблюдениям, тем из них, кто научился любви к родителям, братьям, легче любовь обратить на Бога. То же самое касается любви к Родине.
 
Неслучайно святитель Филарет Московский говорил: «Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен». Поэтому любовь к своему народу, к своей малой и большой Родине является очень важной составляющей нравственного воспитания ребенка. Иначе Евангельская фраза: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26), воспринимается как нечто ужасное. Если человек никого не любит, эти слова звучат как призыв к ненависти. А на самом деле это призыв любовь небесную поставить выше темных привязанностей.
 
2. Если родители любят свою Родину, если они по-настоящему радуются ее победам и огорчаются поражениям, то эти чувства воспитываются и в детях. На мой взгляд, как-то специально привить эти чувства сложно. Можно и нужно, конечно, в военно-патриотических клубах рассказывать детям о подвигах во время войны, посещать со школьниками выставки, мемориалы. Но вообще патриотическое, как и любое другое, воспитание происходит в семье.
 
Воспитание — это передача от одного человека другому образа мыслей, образа жизней, нравственных представлений. А это возможно только во время совместной жизни. Если мы 9 Мая повязываем георгиевские ленточки, идем смотреть парад, в храме поминаем павших воинов, то дети это впитывают естественным образом.
 
Если папа купил все книги Артема Драбкина серии «Я дрался на...», в которых автор беседует с ветеранами Великой Отечественной войны, и читает их вместе с детьми, смотрит соответствующие фильмы — это лучше всяких специальных акций и мероприятий.
 
3. Здесь все должно быть довольно тонко, потому что и дети разные, и психическое устроение у них разное. Есть дети очень эмоциональные, им не нужно показывать ужасов войны, достаточно самых общих образов и представлений. Есть более толстокожие, которым можно и более подробно показать батальные сцены, не впадая при этом в крайности натурализма.
 
Советский кинематограф в фильмах о войне, на мой взгляд, умел находить эту грань: с одной стороны, в них было показано, что такое война и как это ужасно, а с другой стороны — в них не было оторванных рук, ног, рваных ран. Достаточно вспомнить сцену госпиталя из фильма С. Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину». Где, с одной стороны, виден весь натурализм госпиталя, а с другой стороны, ничего так уж явно не показано.

По материалам сборника «Неравнодушное воспитание», - Покровск, 2013.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ваш комментарий

Задать вопрос



Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru