Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Педагогу :: Преподавателю воскресной школы
МалышиУважаемые преподаватели воскресных школ!

На ваших уроках дети обязательно должны работать не только головой, но и руками. Рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, вырезайте, склеивайте. В противном случае ваши занятия обречены на провал. Об этом говорит и мой собственный опыт, и опыт других воскресных школ.

Заметьте: впечатления от увиденного и услышанного дети воплощают в играх и рисунках. Малыши срисовывают картинки из полюбившихся книжек, изображают на бумаге увиденное в путешествии, играют в героев понравившихся фильмов. Таковы особенности детского развития и познания мира.

Помещённые в четвёртой части задания и советы по проведению занятий могут помочь начинающим преподавателям найти свою тропинку к сердцу детей.
Предложенные Вашему вниманию вопросы можно использовать на уроках в зависимости от возраста и подготовленности учеников.

Ряд заданий предполагает рисование. Эти задания выполняются так: преподаватель рисует мелом на доске, ученики повторяют рисунок на бумаге.

Дети любят раскраски. Рассказы о жизни Спасителя можно сопровождать раскрашиванием картинок, выполненных на основе того евангельского повествования, о котором идёт речь на уроке. Такие картинки можно нарисовать самим и затем размножить. Изображения на раскрасках должны быть крупными, лаконичными, не перегруженными деталями.

В использовании раскрасок необходимо чувство меры. Например, после рассказа о Крестных Страданиях детям следует предложить не раскрашивание картинки, а изготовление пасхальной поделки, например, поздравительной открытки. Разумеется, вы можете придумывать свои задания.

В этой книжке вы встретите необычные, «детские» молитвы. Эти молитвы родились как плод общения с детьми - как с собственными, так и с учениками воскресной школы. Я считаю, что «детские» молитвы необходимы для того, чтобы ребёнок молился осознанно. По этой же причине я ставил перед собой задачу дать детям опорные понятия нашей веры. Проку от «бессознательной» веры мало. То, что непонятно, кажется скучным... А как разгонять скуку, никого учить не надо.

Дорогие папы и мамы! Прежде, чем читать эту книжечку детям, прочтите её сами. Если что-то в содержании книги покажется вам сложным для вашего ребёнка, отложите это на потом.

Постарайтесь чтение книги превратить в беседы. Обращайтесь к опыту вашего ребёнка, задавайте ему вопросы. Например: «У тебя есть имя. Как тебя зовут? У нашего Господа и Бога тоже есть имя». Или: «Господь сотворил нашу землю, наше небо, наше солнце... Что ещё сотворил Господь?

Если вы хотите привить своему чаду навык молитвы, молитесь с ним вместе.

Если ребёнок не хочет молиться, не заставляйте его. Можно попытаться мягко устыдить чадо. Что же, ты, мол, не хочешь поблагодарить Господа за то, что у тебя есть папа и мама? Иногда помогает.

Если всё-таки ребёнок ленится, не ругайте и не тащите на молитву силой. Как говорит пословица, невольник не богомольник. Если будете молиться вы, ваше чадо рано или поздно к вам присоединится.

Приобщить детей к молитве прекрасно помогает пение Малыш охотно подражает молитвенному пению родителей даже если сам ещё не научился говорить. К трём годам у ребёнка могут появиться любимые песнопения, котрые он охотно исполняет: тропарь Пасхи, «Богородице Дево, радуйся...», «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»

Обязательно включайте такие песнопения в детское молитвенное правило. Не беда, если у вас нет музыкального образования. Чтобы петь дома, не обязательно быть псаломщиком или участником художественной самодеятельности. По крайней мере, колыбельные поют все.

Маленькие дети часто играют в молитву, изображают в игре богослужение, «причащают» кукол и друг друга. Не препятствуйте им в этом. Никакого ущерба благочестию игра «в батюшку» не принесёт. Через игру дети усваивают себе «взрослую» действительность.

Для взрослых игра - развлечение. Для ребёнка игра - это самая настоящая жизнь. Очень важно, во что играет ребёнок. В игре ребёнок строит себя как личность. В игре закла-дываются будущие поведенческие мотивы и стереотипы.

Даже если малыш играет «в молитву» во время молитвенного правила - ничего плохого в этом нет. Плохо, если молитва для ребёнка будет всегда только игрой. Нужно, чтобы хоть иногда дитя молилось осознанно. Проще всего этого достигнуть, научив малыша благодарить Бога: за пищу, за подарки, за новый день...

Иподиакон Виктор Баландин, автор книги "Мы любим Бога".
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru