Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Педагогу :: Руководителю
 
поделкиСправедливо сказано, что школьная пора – важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к грядущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, юность, кто был рядом с ребенком в эти годы, что вошло в его разум  и сердце из окружающей действительности, в решающей степени зависит, каким человеком станет наш воспитанник.

В 2011-м году Кадинской СШ Могилевского района исполнилось 27 лет. За это время школа выработала свой стиль и почерк, приобрела много добрых традиций.

Сегодня в школе обучается 284 учащихся в 20-ти классо-комплектах. Педагогический коллектив составляет 37 учителей.  12 наших выпускников вернулись в родную школу учителями.

Важнейшим направлением работы школы является сотрудничество с семьей. Под особым контролем находятся те семьи, где выявлено неблагополучие, нет условий для полноценного воспитания детей, не соблюдаются элементарные правила санитарии и гигиены.

 Неоспорим факт, что полноценное развитие личности может осуществляться только в гармоничной семье. Коллектив нашей школы делает акцент на профилактику и ранее выявление семейного неблагополучия. Чем раньше мы увидим первые признаки семейного неблагополучия и начнем помогать такой семье, тем больше вероятность спасения этой семьи, а, значит, и сохранения в ней ребенка. Безусловно, увидеть своевременно неблагополучную семью можно только при взаимодействии государственных органов, на которые возложена ответственность за выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и широкой общественности.

В нашей школе разработан четкий алгоритм по раннему выявлению и учету детей, нуждающихся в помощи и защите государства.
 
Эффективность работы по реабилитации семьи мы считаем невозможной
  • без вовлечения близких родственников в процесс реабилитации семьи;
  • осуществление регулярного контроля (еженедельного, а иногда и ежедневного) над семьей;
  • медицинского лечения от алкогольной зависимости;
  • трудотерапии (обязательное устройство на работу);
  • встреч, бесед родителей с педагогами, сотрудниками ИДН, СПЦ, со священнослужителями.
В настоящее время все усилия педагогов направлены на профилактику и просвещение, повышение правовой грамотности родителей и ответственности за воспитание детей.
Организованная деятельность с родителями представлена следующими формами:
 
            Нужно сказать, что все организации оказывают необходимую помощь  по восстановлению семьи в рамках своей компетенции:
  • ОАО «Фирма «Кадино» решает вопросы по улучшению условий проживания, предоставляет родителям работу, оказывает материальную помощь семьям; представители фирмы участвуют в заседаниях Совета школы и совета профилактики, совместных со школой рейдах и акциях;
  • Районный отдел МЧС содействует в устранении неполадок электричества и печного отопления, устанавливает автономные пожарные извещатели;
  • ИДН, РОВД, СПЦ и учреждения здравоохранения содействуют в организации наркологического лечения родителей, медицинского обследования детей, при необходимости – организации отдыха и лечения несовершеннолетних.
Планируя свою работу по профилактике семейного неблагополучия, мы учитываем воспитательный потенциал школы, семьи, микрорайона, профессиональный уровень педагогов, особенности контингента учащихся и их семей.
Сегодня сельский социум переживает нелегкие времена. Семья оказалась перед целым рядом серьезных проблем: отсутствие работы, тяжелый низкооплачиваемый труд, распространение алкоголизма. Негативно сказывается  на развитии семьи и переживаемый экономический кризис.

Нами созданы наиболее благоприятные условия для организации внеурочной деятельности учащихся, которая нашла свое отражение в инновационном проекте «Школа полного дня».  Вряд ли нужно говорить о неоценимой помощи данного проекта для работающих родителей, тем семьям, где нет необходимого внимания  и  условий для занятий и отдыха ребенка.После уроков у ребят появилась возможность остаться в школе, готовить домашние задания, посещать кружки, секции, просто общаться.

Деятельность в рамках «Школы полного дня» помогла нам качественно и насыщенно организовать проведение шестого школьного дня.Создан клуб «Подросток», который  помогает детям, стоящим на учетах в ВШК, ИДН, детям из СОП-семей найти полезное дело.Мы видим, что включение подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в социально-практическую деятельность имеет огромный воспитательный потенциал, поскольку  способствует изменению позиции подростка по отношению к себе, к деятельности и окружающим людям как ценности, определяет социально значимую модель поведения личности.

Наиболее эффективной, на наш взгляд, формой работы стало сотрудничество нашего учреждения образования с Белорусской  Православной Церковью в оказании помощи в работе с СОП-семьями, в лице священнослужителей Храма Покрова Пресвятой Богородицы д.Вейно и Храма Святого целителя и Великомученика Пантелеймона д.Кадино.
 
Основа нравственного воспитания в школе не была потеряна, но акценты на духовность, христианские ценности, как источники моральной нравственности, не ставились.  Семь лет  назад многое изменилось в школе. Ранним утром в кабинет директора пришли несколько родителей, которые заявили, что им бы очень хотелось, чтобы в школу приходил священник, чтобы дети могли изучать основы православной культуры, совершать поездки по святым местам. Родители организовали встречу директора школы с Епископом  Могилевским и Мстиславским Софронием. С благословления Владыки  завязалась тесная дружба школы  с настоятелем Свято-Покровского храма Пресвятой Богородицы деревни Вейно.

 Эти события дали толчок к пересмотру всей системы воспитания в школе. Началась работа с родителями, с педколлективом.  При планировании работы с классными руководителями, социальным педагогом  большое  внимание стали уделять совершенствованию форм и методов нравственного воспитания учащихся. Именно в этом на первом этапе виделась основа и надежный фундамент в подходах и организации духовно-нравственного воспитания. Было организовано духовное просвещение родителей и учителей. 

В первую очередь это были встречи с настоятелем Свято-Покровского храма Пресвятой Богородицы. Его лекции  и беседы с интересом воспринимались родителями. Простота, естественность, глубина знаний, точность аргументов, убедительность примеров, объясняющих суть нынешних нравственных проблем общества, вызывали большой интерес к нему, как к личности и к тем идеям, которые он доступно и убедительно доносил до каждого слушателя. Это очень важно, из чьих уст впервые слышишь конкретные наставления на путь духовности.

Надо признать, что самая большая сложность и трудность духовно-нравственного воспитания учащихся – в воспитании самого воспитателя. Значит, духовное просвещение взрослых должно быть опережающим. Не просто учителям и родителям идти по пути духовного совершенствования себя, когда надо учить детей и учиться самим, воспитывать их, параллельно воспитывая себя, чтобы соответствовать тому, о чем говоришь, чему учишь. И при этом надо сохранить в отношениях доброжелательность и равновесие, в работе – высокую требовательность и результативность. Приобретая же духовные знания, не превратиться в неинтересного, излишне мягкотелого, а чаще – настойчивого и нетерпеливого в своих оценках и требованиях проповедника. А это уже не просто самовоспитание, это работа для души каждого – самая трудная и сокровенная.

Кроме того, эффективность воспитательной работы будет высокой тогда, когда духовно-нравственное направление будет выдерживаться при организации всего образовательного процесса, т.е. через воспитательную работу, учебную деятельность, организацию дополнительного образования, семейное воспитание.

Фундамент для работы учреждения образования по данному направлению закладывался благодаря проведению семинаров, лекций, курсов, приобретению литературы, накоплению аудио- и видеоматериалов. В школе имеются научно-методические и учебные пособия, художественная литература для детей   по соответствующей тематике, фильмы нравственного и духовного содержания. Все это позволяет вести работу с учащимися и их родителями образно, убедительно, достоверно. 

Создаются условия для проявления лучших человеческих качеств учителя и учащихся. Все достойное внимания, получившиеся достаточно убедительно и интересно у кого-то из учителей, становится достоянием коллектива. Этому помогает проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий, творческих отчетов, выставок методических материалов. 

Целенаправленно используются возможности духовно-нравственного воспитания через инновационнный проект «Формирование читательской культуры учащихся»,  особенно в младшем и среднем звене школы. Ценность этого проекта в том, что у детей закрепляются нравственные понятия, идет последовательное духовное просвещение и углубление знаний соответственно их возрасту. Именно младшие школьники с неподражаемым интересом и искренней верой принимают, и что удивительно, глубоко и правильно, хоть и по-своему понимают суть истинной духовности и стараются следовать этим нормам в поведении и отношениях.

Воспитание в этом случае эффективно, так как представляет собой непрекращающийся процесс. Происходит благотворное влияние на формирование нравственных качеств личности учащихся, культуры их поведения и общения. Нет злостных нарушителей дисциплины.

Кроме того, хорошие результаты дает использование в воспитательной работе региональных особенностей нашего края. Разработаны программы экскурсий, туристско-краеведческие маршруты к православным святыням в соответствии с возрастом учащихся, которые позволяют учащимся глубже и подробнее изучить историю родного края. Наши ребята побывали  в храмах Могилёва, Мстиславля, Славгорода, Быхова, Гродно, Слонима, Жирович, Киева, Пскова, Санкт-Петербурга.
К участию в экскурсиях привлекаются родители.  Они вместе с ребятами приобщаются к изучению святынь родного края.  Вообще ни одного шага не делается без согласования с родителями. Все занятия по духовной тематике проводятся только с их письменного согласия.

В школе разработана Программа сотрудничества с Белорусской Православной Церковью «Духовность», в которой большое место отводится организации общения и духовного просвещения учителей и учащихся со священнослужителем. Надо отметить, что слово и личность священника в школе воспринимается с живым интересом и вниманием. Всегда задается много вопросов. Планируя свою работу на год, мы открываем и православный календарь.
С 2008 года в школе началась реализация волонтерского проекта «Чтобы не погасла свеча души»

В волонтерскую деятельность активно включились практически все педагоги и учащиеся, каждый нашел для себя дело, у каждого появилась реальная возможность изменить жизнь ближних  к лучшему.Каждый педагог нашей школы понимает, как важно участие в такой деятельности ребят, состоящих на учете ВШК, ИДН, из СОП-семей.

В начале любого задуманного нами дела мы получали благословение священника. Это вдохновляло ребят, придавало им силы. Ведь совсем не просто приходить на зимних каникулах изо дня в день на репетиции рождественского представления, а затем каждый день с выступлениями посещать школы, приют, детские дома и детские сады, перевозя с собой музыкальную и мультимедийную аппаратуру, декорации, сценические костюмы. Все это помещалась в школьный автобус каким-то чудом, ведь к своим друзьям мы еще везли коробки с подарками. Но невозможно передать настрой ребят и педагогов, те ощущения, которыми делились волонтеры с детьми и взрослыми. Волонтеры приносили с собой радость, праздник, которого очень часто не хватает детям-сиротам, старикам.

Карта волонтерской помощи разрасталась с каждым годом. Давние связи сложились у школы с Рестянским домом-интернатом для инвалидов и престарелых Чаусского района. И каждый раз нас встречают там как родных. Но и мы долго готовимся к встрече. Всегда готовим концертную программу или представление к празднику, а также собираем подарки – баночки с вареньем. Только в Ресту мы везем такие необычные подарки – сладкое домашнее варенье, чтобы для этих обездоленных, очень часто брошенных своими близкими, детьми, старых немощных стариков создать хоть на мгновение домашнюю атмосферу. Невозможно без слез смотреть, как в благодарность старые сморщенные руки стариков протягивают ребятам конфету, пряник, заранее приготовленные для такого случая, в благодарность  за внимание и сострадание. А ведь у многих из них где-то живут и здравствуют свои внуки, которым они не нужны.
 
Можно много говорить о милосердии, сострадании, сочувствии, но достаточно один раз в жизни увидеть глаза детей из приюта или детского дома, чтобы на всю жизнь понять, что такое детское горе. Волонтеры, в течение нескольких лет неоднократно посещавшие эти учреждения, были горько поражены тем, что каждый раз при встрече они видят новые лица, а детей меньше в детском доме и приюте не становилось. Место усыновленных,  помещенных в опекунские или возвращенных в биологические семьи детей,  занимали новые ребятишки. Значит, продолжалась цепочка детского несчастья.  А волонтеры получали горький, но полезный для них, как будущих родителей, урок жизни – нельзя предавать тех, кто рядом с тобой, обрекать их на одиночество.И потому волонтеры всегда с особенной ответственностью готовятся к встречам  и в Могилевском областном детском доме, и в Зарестянском детском социальном приюте.
 
А подготовка эта начинается с проведения праздника Покрова Пресвятой Богородицы и Покровской ярмарки добра. Каждый класс готовит выпечку, сладости, ребята приносят плоды и ягоды, готовят горячий чай. Основное условие: все, что выставляется на продажу должно быть приготовлено своими руками. И вот на столах, украшенных белорусскими рушниками, расшитыми скатертями, последними цветами осени наряду с угощениями появляются горшочки с комнатными растениями, картины и поделки, вязаные вещи, выполненные руками детей и родителей. А без родителей здесь никак! Особенно ребятам начальной школы. Все деньги, полученные от продажи, направляются на благотворительные цели: волонтеры каждого отряда решают это на своих сборах.

Для  ребят, находящихся в Зарестянском приюте к Рождеству волонтеры готовят именные подарки. Ребята заранее узнают возраст детей, их увлечения и интересы. Каждый класс собирает необходимые вещи, книги, игрушки, канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены для конкретного ребенка. Ребята празднично оформляют подарок, пишут поздравления. Такая работа доставляет истинную радость, раскрывает лучшие стороны детской души, позволяет им быть щедрыми и сердечными.

 Рождественские праздники наполнены каким-то особым светом и теплотой, несмотря на то, что на улице мороз и стужа. Волонтеры становятся добрыми волшебниками, которые могут исполнять желания, и поэтому активно участвуют в акции «Чудеса на Рождество». Чудо возможно, только надо в это верить! Мы побывали с подарками  в Могилевском областном детском доме, Зарестянском детском социальном приюте, показали рождественское действо для ребят, находящихся на лечении в Могилёвской областной больнице, больным Солтановского психоневрологического диспансера.
Традиционно в рамках этой акции ребята показывают   музыкально-театрализованную постановку:  «Рождество Христово», «И свет пришел в мир». Снова и снова переживая рождественскую историю – волонтеры на сцене, а зрители в зале – каждый верил в лучшее. 

Трогательно отнеслись к выступлению ребят  осужденные  исправительного учреждения №15 в д. Вейно.Не возникает сомнения в том, что нуждаются в нашей помощи обездоленные старики, брошенные дети, дети-инвалиды. Когда же нас пригласили с выступлением в колонию №15, чувства были неоднозначными. Дети и колония? Поймут ли нас родители, ведь без их согласия мы не имели права на подобные выступления? Волновались педагоги:  об учреждениях подобного типа они в лучшем случае знали из кинофильмов. Когда после выступления мы разговаривали с ребятами и спрашивали, какие же чувства они испытывали в колонии при встрече с осужденными, практически все сказали: сначала было страшно, а потом стало до боли жалко взрослых мужчин, которые…  плакали. И дети озвучили свою мысль, которая заключалась в следующем: мы хотим, чтобы осужденные в нас увидели своих детей или младших братьев и сестер и захотели вернуться к ним и жить новой жизнью. «Мы хотим, чтобы они стали лучше и поняли, что жизнь прекрасна!»

А потом было много новых встреч: Пасха, празднование Иконы Божьей Матери Иверской, которой посвящен храм, построенный на территории колонии, Рождество, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, День Победы. В зал приводили около 800 человек, которые своим поведением заслужили право присутствовать на мероприятии. Но так как в колонии есть свое телевидение, то выступление волонтеров смотрели осужденные в отрядах – а это еще почти 2000 человек. Нас всегда тепло встречали, как в переносном, так и в прямом смысле: здание клуба, в котором выступали дети, не отапливается, но к нашему приезду обогревали маленькую комнату, в которой ребята могли переодеться, готовили горячий чай и сладкие угощения. И без подарков маленьких артистов не отпускали: теперь в школе есть аквариум, рыбки, попугаи, картины.

Глубокий след в душах ребят и взрослых оставила Пасхальная благотворительная акция «Сострадание». Ни один ученик, ни один родитель не остался в стороне.
Работы хватило всем: кто-то принес продукты для пасхальных куличей, кто-то участвовал в проведении игровой программы «Путешествие пасхального колобка». Родители помогали шить костюмы для выступлений, в школьной столовой испекли около 300 булочек. Ребята рассказывали о светлом празднике Христовой Пасхи, священник подготовил иконочки. Встречи были незабываемыми, они оставили неизгладимый след в душе всех. Мы каждый раз стараемся придумать что-нибудь новое и интересное, готовим новые постановки

Для каждого стало непреложной истиной то, что не надо много и пространно говорить о милосердии и добре, надо просто побывать и помочь там, где ты необходим и где тебя ждут. После таких встреч рождаются стихи:

Кто обидел? Когда? Почему?
Каким горем глаза так убиты?
Не нужны они никому, никому,
Оттого они плачут открыто.
Лишь заглянете в эти глаза,
Как они одиноки поймете.
В них надолго застыла слеза,
Здесь  тоску и печаль вы найдете.
Отзовись, подойди, пожалей,
Руку дай, скажи доброе слово,
Душу и сердце им обогрей,
Пусть поверят в любовь они снова.

 Доступной и плодотворной формой волонтерской работы стала подготовка и проведение праздников и мероприятий, посвященных знаменитым историческим личностям – святой Преподобной Евфросинии Полоцкой, святой благоверной Софии Слуцкой, святому князю Владимиру, святому великомученику Пантелеймону. Ребята поняли, что интерес к школьной жизни могут вызвать не только веселые развлекательные мероприятия.

 Волонтерский отряд несколько месяцев работал над постановкой «Евфросиния Полоцкая – святая заступница Беларуси», посвященной 100-летию перенесения мощей святой на белорусскую землю. Ребята сами написали сценарий. Для этого они изучили много литературы, посетили Полоцкую землю, Софийский собор, работали в архиве. Премьера прошла блестяще! Родители, учителя, гости – все были в восторге! А главное, мы сами чувствовали важность и значимость  всего происходящего.

Вот уже второй состав ребят воплощает на сцене историю жизни белорусской просветительницы. Но сколько бы раз не смотрел эту постановку, всегда находишь какие-то новые грани, необъяснимый трепет охватывает душу. Замечательные наши дети!

 Способность делать добро, откликаться на чужую боль, сострадать и сочувствовать потенциально заложена в каждом человеке. Но если эту способность не развивать, она слабеет и атрофируется.Примечательно, что именно на базе нашей школы 26-27 января 2011 года прошла республиканская выездная конференция, посвященная вопросам духовно-нравственного воспитания в современной школе. Организаторы: Министерство образования РБ, Академия последипломного образования, Белорусская Православная Церковь. В этот день от Белорусского Экзархата Кадинской школе было вручено факсимильное издание редчайшей православной святыни – «Слуцкого Евангелия». В дар школе передана библиотека духовной литературы, что, несомненно, стало ярким и важным событием в нынешний Год книги
 30-31 января делегация Кадинской школы во главе с начальником отдела образования А.Б.Заблоцким участвовала в первой межрегиональной учительской конференции по теме «Формирование духовно-нравственного пространства школы», где поделились опытом сотрудничества с Могилевской Епархией.

Воспитание активной доброты всегда было важно для общества. Не делать зла – мало, надо творить добро. Чтобы воспитать доброту в детях, взрослые должны сами четко осознавать, что доброта – это способность человека к самопожертвованию, к бескорыстному стремлению приносить людям пользу. Защитить, помочь, обогреть, утешить, уберечь, поделиться последним – вот стремления доброго человека. Чтобы воспитать доброту в растущем человеке, нужна атмосфера, в которой не только все заботятся о нем, но и  он заботиться обо всех: о природе, земле, растениях, о людях, которые живут рядом с ним и тех, кто брошен родными. В этой заботе человек получает «двойную выгоду»: раскрывает и совершенствует себя,  а также  получает чувство огромного удовлетворения.

Сегодня наша школа является центром работы по организации помощи несовершеннолетним и их родителям. Мы внедряем инновационные методики, формы и методы социально-педагогической и психологической деятельности по предупреждению социально опасного положения детей, социальной защиты детства. Мы заботимся о благополучии семей, которым трудно.
Заботиться – значит проявлять внимание к потребностям, нуждам окружающих, защищать их интересы, сознательно стремиться к добру.  Ликвидировать дефицит милосердия в обществе – педагогическая задача. В современных условиях не может считаться цивилизованным человек, если в душе его нет сострадания, жалости к другим, милосердия.
 
 
 
Лариса Леонидовна Дедкова, директор ГУО «Кадинская средняя школа» Могилевского района
 
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru