Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Педагогу :: Руководителю
88407Украина – страна традиционной нравственности и морали. Процесс истинного  воспитания с давних времен – неотъемлемый от всей жизни. Мы говорим сегодня о процессе духовного воспитания подрастающего поколения в Украине, для нас это отождествляется с понятиями морального воспитания,  и это  одна из самых главных задач современного общества.

Где и как формируется  личность ученика, где он приобретает навыки духовного, морального воспитания? Во-первых, в семье, во-вторых, в школе, в-третьих, во внешкольное время.

Конечно, воспитание ребенка начинается в семье. Через род, семью ребенок осознает свою причастность к родному народу, нации, Родине.
Семья в Украине воспринимается как святыня, а ребенок как Божий дар.
Каждая семья из поколения в поколение передавала опыт духовной культуры, моральных ценностей, а это основа формирования личности.

Атмосфера в семье, трудолюбие, окружение, мир природы, народные обряды, заботливое отношение к старшим, меньшим, доверие и требовательность, авторитет родителей – залог успеха в  воспитании ребенка.
И все чаще сейчас мы можем говорить о сближении школы и родителей, потому что  у всех одна цель.

В целом, по данным Государственной службы статистики, в Украине насчитывается на 1 сентября 2013 года 19тыс. 497 дневных общеобразовательных учебных заведений, где учатся более 4 миллионов учеников.

Константин Ушинский в «Избранных произведениях» писал: «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания…Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Действительно, " Наш народ - океан " (П. Тычина). Где как не у своего народа учиться моральности, мудрости, творчеству, любви ко всему прекрасному, потому что известно, что народ, лишенный национальной культуры, исторической памяти, может утерять свою независимость. Широко используются на уроках народные приметы, наблюдения, обряды, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни - все, что имеет такое большое влияние на молодежь. Хочется вспомнить о народных обрядах, которые возвращаются к нам, через которые дети духовно обогащаются. Это и Рождество, и Макавей, и Зеленая неделя.

Современное воспитание в Украине базируется на народной морали, на украинской почве, но мы ни в коей мере не отбрасываем опыт других, близких нам по духу, народов.

Каждый, кто приходит в этот мир, имеет свою миссию. Учительская - и ответственная, и сложная, потому что мы, подобно родителям, закладываем основы не только нынешнего, но и будущего. Личность учителя вижу в трех измерениях: как предметника, как воспитателя, как человека. Всегда помню слова Л. Толстого: « Все методы, вместе взятые, не имеют и тысячной доли того влияния, которым обладает пример». Итак, надо всегда помнить, что мы, учителя, закладываем основы не только наук, не только будущей профессии, но и человека.

Я.А.Коменский мечтал о школе, где " менее было бы бесполезной работы, а больше радости и убедительного успеха ". Мы стремимся к тому, чтобы современная школа стала школой радости, школой не только глубоких знаний, но и школой, которая дает моральное воспитание.

У украинского писателя Олеся Гончара есть  строки  о том, что о нации можно судить по отношению людей к пожилым, детям и кладбищам.  Это неоспоримо. Как сберечь моральность ребенка, а собственно говоря, и общества. Мы видим сейчас умных, технически грамотных молодых людей, и вместе с этим, людей, которые думают только о своем  материальном благополучии, при этом достигнутым любыми методами.

И на помощь приходит литература. Надо сказать, что готовясь к урокам, мы пользуемся программами, утвержденными Министерством науки и образования. Но выбор подачи материала остается за учителем, конечно в рамках методических требований, и каждый администратор допускает творческий подход. Вспомним высказывание  А. Дистервега: «Учитель должен быть творцом. А если его труд только ремесло, тогда нет в мире тяжелее ремесла».

Если проанализировать все произведения, утвержденные Министерством науки и образования, то сможем констатировать, произведения подобраны так, что они имеют ценность не только историческую, литературную, но и, неоспоримо, духовную. Ученик читая, анализируя, берет для себя с произведений  не только жизненный опыт.

Для того, чтобы продемонстрировать, как действует литература на процесс воспитания и формирования подрастающего поколения, несколько примеров.
Так изучая в 10-ом классе поэму «Моисей», написанную в 1905 году И.Я. Франко, мы не только воспринимаем ее как тестамент украинцам, но и как высоко духовную, патриотическую поэму. Показывая библейский образ Моисея, раскрывая его мысли, сомнения, автор проводит для нас параллель израильского народа и украинского, который также находится в поиске земли обетованной и  поводыря нации.

Мы рассматриваем моральный облик странствующего народа, который уже сорок лет идет к заветной цели, но по-прежнему поклоняется богу Ваалу, и особенно всматриваемся в образы детей, которые родились во время странствий, какое у них отношение к Моисею, как они воспринимают не только его слово, но и относятся к почтенному старцу, изгнанному толпой. И приходим к мысли, что за детьми будущее, потому что именно они будут проповедовать и жить за заповедями, которые через уста Моисея говорил Бог. Надо сказать, что наш Киевский оперный театр поставил замечательную оперу «Моисей», и дети после прочтения могут посетить театр.

В 2014 году мы отмечаем 200-летие со Дня рождения нашего национального любимого и почитаемого поэта Тараса Шевченко. Изучая приблизительно двадцать уроков творчество Тараса Григорьевича, мы не единожды обращаемся к Библии. К примеру, «Давыдовы псалмы» - перепев Тараса  Шевченко, можно ли прочувствовать до конца это произведения без Книги Книг. Мы знаем, что в основе литературы лежит фольклор, но очень многие писатели черпали свои темы и вдохновение из Библии. Да, литература учит жить, видеть, размышлять. Но главное - сохранять тот моральный облик человека, заложенный всем нам в десяти Заповедях.

Сейчас введено в программу фрагментарное изучение «Дневников» писателей, очень многие учащиеся так увлекаются чтением, что прочитывают весь «Дневник». А это не только творческий опыт. Так предлагаются для чтения «Дневник»
 Т. Шевченко, О .Довженко.

Безусловно, используются и иллюстрации, и песни, как современные, так и народные, и духовные, главное, чтобы это было к месту.
Уже несколько лет успешно зарекомендовал себя курс «Этики» в 5-6 классах. В игровой форме детям рассказывают о правилах поведения, читаются и обговариваются произведения морально-этического характера, среди которых хотелось бы отменить известное всем «Поучение детям» В. Мономаха.

Как логическим завершением учебного процесса всегда были и остаются внеурочные мероприятия. Надо сказать, что у нас сейчас популярна программа «Музеи - школам», где не только Вы с учениками можете пойти на любую выставку в музей, но и музейные работники тесно сотрудничают  со школами. Сейчас во многих музеях открыты выставки к 1025–летию крещения Руси. И эту тематику мы можем связать с уроками рисования, литературы, художественной культуры.

Дети с большим удовольствием посещают театры, музеи, ездят на экскурсии - это тоже  духовное воспитание личности. Любовь к родной земле, уважение к родителям, память о предках, осознание себя исторической частью своего народа, желание передать его духовные достижения в наследство следующим поколениям - это естественные чувства каждого человека любой национальности.

Ученики имеют  возможность обогащать свои знания,  приобретать опыт в Школах искусств, выбирая для себя дело по душе.
В школах Украины сейчас в качестве эксперимента вводятся уроки религиеведение – это по желанию школы и с разрешения родителей.

В Украине при церквях есть школы, которые работают во внеурочное время, и желающие могут не только обогатить знания, но и повысить свой духовный рост.
По данным Министерства культуры на 1 января 2013 г. в Украине представлено 55 вероисповедных направлений, в рамках которых действует 36 995 религиозных организаций. В частности, зарегистрировано 87 центров религиозных объединений и 295 управлений (епархий и т.п.). Действует 35 460 религиозных общин, из которых 1879 функционируют без регистрации. Религиозными делами занимаются 31 313 священнослужителей. Функционирует 370 миссий, 81 братство, 202 духовных учебных заведения, 13 157 воскресных школ.

В Киеве 18-19 октября будет проходить VІ Международный форум «Простір гуманітарної комунікації» ІІ Всеукраинский конгрес учителей предметов морально-духовного направления.

Поскольку жизнь - это движение и развитие, то главная задача школы двигаться в ногу со временем, началась новая страница в эволюционном развитии человечества, появляются новые люди, люди настоящего и будущего, они еще дети, но их жизненная база закладывается именно сейчас, и  мы должны помнить, что она будет только тогда прочной, когда будет основана на морально-этических законах.

Генералова Алла Николаевна, учитель украинского языка и литературы, г. Киев.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru