Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Педагогу :: Преподавателю высшей школы
прАнализ нововведений в системе образования России.
 
Введение болонской системы образования (бакалавры, магистры) обосновывается возможнстью сближения систем образования России и Запада. Бакалавры при желании могут дальше поступать в магистратуру. Однако не учитывается то, что при болонской системе облегчается "утечка мозгов" на Запад, сокращается время преподавания общетеоретических дисциплин, сокращается доля лекций. В результате, слабый теоретический фундамент не позволяет успешно надстраивать более высокие этажи знаний.
 
Поступление в вузы по ЕГЭ обосновывается борьбой с коррупцией, возможностью  иногородних выпускников школ поступать в столичные вузы. Однако не учитывается то, что при этом школьное образование в старших классах сведено к подготовке к тестам ЕГЭ, что разрушает системность знаний, не учит умению рассуждать. Не все первокурсники сейчас знают таблицу умножения!
 
Изменение государственных образовательных стандартов обосновывается возможностью расширения участия вузов в формировании образовательных программ. Однако не учитывается то, что при этом происходит размывание профессиональных требований к выпускнику. Учебные программы различных вузов по одному и тому же направлению подготовки становятся зачастую несопоставимыми. Таким образом, из-за утраты эталона постановка вопроса о качестве высшего образования становится  очень затруднительной.
 
Аккредитация вузов обосновывается тем, что качество подготовки в вузах различное, часто недостаточное, поэтому  необходима внешняя проверка, в том числе и для борьбы с коррупцией. Однако не учитывается то, что проверка остаточных знаний студентов осуществляется с помощью тестов. Тесты из-за размытости образовательных стандартов  в большинстве своём не совпадают с учебными программами вузов — поэтому результаты оказываются низкими, в следствие чего открываются новые возможности для коррупции. Вузам на платной основе предлагается заказывать пробное тестирование. Учебные программы подгоняются вузами под тесты, которые более конкретны, чем образовательный стандарт. При этом значительно увеличивается объём документации, подготавливаемой преподавателями для аккредитации, что затрудняет для них возможность непосредственной работы со студентами.
 
Рейтинговая система обосновывается повышением систематичности работы студентов в течение семестра, повышением прозрачности оценивания успеваемости. Однако не учитывается то, что при этом существенно занижается значение экзамена как итогового контроля качества знаний. Системное изучение дисциплины заменяется на выборочное по усмотрению студента, обеспечивающее высокий рейтинг, что позволяет вообще не сдавать экзамен. Большинство студентов экзамен уже и не сдаёт. Возрастает объём данных, еженедельно подготавливаемых преподавателем для базы данных деканата, что сокращает время, которое можно было бы посвятить совершенствованию процесса преподавания.
 
Нормативно-подушевое финансирование обосновывается обеспечением гарантий прав  на общедоступное образование, повышением прозрачности финансового обеспечения. Однако не учитывается тот факт, что неуспевающие студенты, как правило, не отчисляются, т.к. их отчисление приводит к снижению финансирования вуза.  В результате, осознание отсутствия угрозы отчисления расхолаживающее действует почти на весь студенческий состав.
 
Интерактивные методы обучения обосновываются повышением активности студентов на занятиях, улучшением запоминания материала. Однако не учитывается то, что при этом преподаватель перестаёт быть ключевой фигурой учебного процесса. В результате сокращается количество лекций, дающих фундаментальные знания, позволяющие специалисту в дальнейшем самостоятельно повышать свою квалификацию.
 
Перечисленные нововведения в системе образования России, действуя совместно, не только усугубляют своё негативное влияние, но и вгоняют всю образовательную систему в порочный круг исправления уже допущенных ошибок.
 
Нечёткость государственных образовательных стандартов приводит к различиям программ вузов, к снижению качества подготовки, поэтому многим начинает казаться, что действительно нужна аккредитация.
 
Нормативно-подушевое финансирование расхолаживает студентов, от чего кажется, что решить проблему поможет рейтинговая система и тестирование на остаточные знания.
 
Деградация школьной подготовки затрудняет освоение вузовских общетеоретических дисциплин, и в результате кажется, что необходимы интерактивные методы обучения.
 
Отсутствие в школе полноценных экзаменов затрудняет учёбу в вузе, отчего кажется, что лучше рейтинговая система, при которой сдачу экзаменов вообще можно исключить.
 
Перечисленные нововведения Министерства образования России хорошо укладываются  в две версии:
 
1) Обеспечения"эффективного" менеджмента на уровне министерства и вузов (сокращение расходов при сохранении контроля над финансовыми потоками).
2) Деятельность в интересах геополитических противников России.
 
Каков же возможный выход из создавшейся ситуации?
 
1. Вернуть содержательность описанию дисциплин в государственном образовательном стандарте.
2. Вернуть вузам возможность готовить специалистов, т.е. выбирать между советской и болонской системами. Болонскую можно предусмотреть как возможность только для негосударственных вузов.
3. Отменить ГИА и ЕГЭ в школе, вернуть экзамены за 9 и 11 классы. Приём в вузы проводить по вступительным экзаменам и вступительным олимпиадам.
4. Обязательную аккредитацию предусмотреть только для негосударственных вузов.
5. Отменить рейтинговую систему. Вернуть обязательность экзаменов, обязательность выполнения всех заданий, обязательность посещаемости. Возможно предусмотреть применение рейтинговой системы только для негосударственных вузов.
6. Устранить связь между отчислением неуспевающих и текущим финансированием вуза. Финансирование устанавливать однократно: на основе результатов приёма на первый курс.
7. Увеличить долю общеобразовательных и общетеоретических дисциплин. Поддерживать высокую долю времени живого общения преподавателей и обучающихся. Сохранять высокой долю лекционных занятий.
 
По материалам статьи Дарьи Ивановой (Накануне.ru).

Ваш комментарий

Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru