Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Педагогу :: Преподавателю высшей школы


 Роль факультативного курса «Основы христианской нравственности и культуры» в неприрывном развитии и совершенствовании личности специалиста.

Современный мир переживает эпоху кризисов, главным из которых является духовно-нравственный. Вследствие расшатывания нравственных устоев общества происходит ослабление института семьи и брака, что является причиной демографического кризиса. 

Безнравственное, варварское использование природных ресурсов приводит к нарушению гармонии между природой и человеком, что в свою очередь является причиной экологического кризиса.

Желание одних государств обогащаться за счет других народов приводит к различным финансовым махинациям в банковской сфере, что является причиной экономического кризиса.

Современность характеризуется расширением культурных и экономических связей с другими народами, но вместе с тем и обострением национальных и религиозных отношений; увеличением информации о мире через средства массовой информации, Интернет, но через эти же средства – и распространением насилия, безнравственности. Изобилие и доступность огромного количества философской, религиозной, художественной литературы сопровождается совершенно свободным и безнаказанным распространением оккультизма, сатанизма, деятельности деструктивных религиозных организаций. Размывание понятий о добре и зле в современных СМИ, труднодоступность истинной, правдивой информации, манипулирование сознанием людей является причиной современного информационного кризиса.

В создавшихся условиях чрезвычайно важным представляется не только получение молодыми специалистами определенной суммы профессиональных знаний, но и воспитание у них прочного духовно-нравственного стержня личности, что позволит молодым людям противостоять разрушающим воздействиям современных кризисов и поможет им строить жизнь на созидающих, христианских началах. Очевидно, что необходимо повышать качество гуманитарного образования, расширять и углублять его для того, чтобы защитить молодежь, будущих специалистов, от обрушившейся лавины негативной информации, перемешанной с новыми интересными и полезными явлениями в нашей жизни, необходимо дать четкие критерии для различения добра и зла в современной жизни.

Одним из вариантов духовно-нравственного воспитания молодого специалиста является введение в вузовские программы факультативного курса «Основы христианской нравственности и культуры», имеющего ярко выраженную воспитательную направленность.

Программа данного курса включает изучение основных духовных законов бытия – Заповедей Божиих. Очень важным компонентом программы данного факультативного курса является изучение принципов устроения семьи на христианских началах, а также изучение главных символов Таинства венчания, что способствует формированию установки на то, что главное предназначение мужчины – отцовство, а женщины – материнство. Согласно христианскому мировоззрению, карьера должна занимать подчиненное положение в иерархии ценностей – особенно для женщины. На первом месте должен быть Бог, на втором – семья, а на третьем – работа. Эмансипация женщины является одной из причин разрушения семьи.

При изучении заповеди «Не сотвори себе кумира», студенты узнают о том, что идолами современного мира являются деньги, власть и слава, изучают причины возникновения и допустимые способы лечения алкогольной, никотиновой, игровой и других зависимостей, обосновывают недопустимость кодирования и гипнотического воздействия на человека, делают вывод о том, что Христоцентричность жизни человека является результатом освобождения от всякого идолопоклонства в современном обществе.

При изучении смысла христианских заповедей «Не убий» и «Не прелюбодействуй» у молодежи формируется установка на целомудренное поведение, отказ от вредных привычек, от убийства детей в абортах, что является важным условием духовного, интеллектуального и физического здоровья молодого специалиста и общества в целом.

Изучение христианской заповеди «Не лжесвидетельствуй» формирует установку на добросовестное исполнение служебных обязанностей, честность, правдивость.

Изучение заповеди о почитании родителей призывает заботиться о престарелых родителях, учит правильному отношению к властям. У молодежи формируется представление о том, что любовь к родителям является источником любви к Отечеству и Богу.

Изучение христианского принципа о неосуждении ближнего формирует установку на мирное разрешение конфликтов, на то, что в любом противостоянии виноваты обе стороны, на то, что изменить к лучшему человек должен прежде всего самого себя, позволяет отделять негативные поступки человека от его личности, увидеть в любом человеке Образ Божий.

Изучение тем о происхождении и предназначении мира и человека, формирует высшие идеалы о смысле жизни, что является источником оптимизма, позволяет преодолевать трудности, созидать, а не разрушать.

Но самым важным результатом данного курса является формирование представлений о том, что главное в жизни человека – Любовь, как служение Богу и ближнему по принципу золотого правила нравственности: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, очевидно, что изучение основных положений христианской нравственности и культуры в вузовском образовательном процессе способствует цельному, гармоничному развитию личности специалиста, формирует его духовно-нравственный стержень, убеждает в том, что соблюдение христианских духовных законов приводит человека к освобождению от греховных зависимостей и приобретению свободы для созидательного развития, формирует установку на создание и сохранение крепкой семьи, на служение своему Отечеству, Богу и ближнему.

ЛИТЕРАТУРА
1.Закон Божий. – под ред. Протоиерея Серафима Слободского. – Минск. 2000.
2.Игумен Петр (Бирюков). Основы христианской нравственности. – Минск. 2007.
3.Иерей Александр Половинкин. Как стать и быть красивым и счастливым человеком. – Волгоград. 2005.
4.Калинина Галина. Что играет мной? – Москва. 2007.
5.Митрополит Кирилл. Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения. – Москва. 2004.
6.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – Москва. 2000.
7.Православная культура в школе. – Москва. 2003.

Климова И.Е., г. Минск.


Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru