Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Педагогу :: Православная школа
прМитрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, о духовном образовании в Беларуси.
 
В настоящее время в Белорусской Православной Церкви создан Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации. В его задачу входит координация всех вопросов, касающихся как внутрицерковной просветительской деятельности, так и взаимоотношений со светской системой образования. Возглавляет Синодальный отдел епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин.

Многие начинания национального масштаба осуществляются по инициативе и при организационной поддержке служб Минской епархии. Равно как учреждения церковного образования, осуществляющие свою деятельность для всей Белорусской Православной Церкви, формально относятся к Минской епархии.

Богословское образование
В Минской епархии осуществляют образовательную деятельность следующие духовные учебные заведения: Минская духовная академия, Минская духовная семинария, Институт теологии БГУ и Минское духовное училище. В состав училища вошли курсы катехизаторов и звонарей. В духовных учебных заведениях епархии обучается 628 человек (61 — в академии, 323 — в семинарии, 244 — в училище). В других духовных учебных заведениях Белорусского Экзархата обучается 390 человек (269 — в Витебской духовной семинарии, 9 — в Витебском женском духовном училище, 22 — в Оршанском духовном училище, 90 — в Слонимском духовном училище).

С 2012 года духовные школы Минской епархии проходят реформирование в соответствии с решениями Священного Синода РПЦ. Минская духовная семинария перешла на 4-летнюю подготовку бакалавров. В Минской духовной академии была начата 2-летняя подготовка магистров, а в 2015 году пройдет первый набор в аспирантуру, где будут готовить кандидатов богословия по 3-летней программе. В 2014 году в академии впервые открылось заочное отделение.

В соответствии с Концепцией дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви в академии существенно изменились требования к работе преподавателей. Начато проведение ежегодной аттестации профессорско-преподавательского состава. Впервые введена штатная структура и соответствующая штатно-окладная система оплаты труда. Изменения в системе оплаты труда стали возможны благодаря созданному в 2014 году Попечительскому совету Белорусской Православной Церкви по материальному обеспечению духовных школ Минской епархии.

Надеюсь, что после завершения процесса перевода в город Минск духовной академии не только будет значительно повышен уровень богословского образования, но академия займет достойное место среди столичных вузов страны.

Требования утвержденной Концепции в настоящее время возможно распространить и на другие духовные школы — семинарии и училища, активизировав учебно-методическую и научную работу преподавателей. Перед духовными учебными заведениями стоит задача совершенствования методик преподавания и повышения качества подготовки будущих священнослужителей и церковных работников. Эта задача должна стать приоритетной на ближайшие годы.
Не менее важной задачей является и организация системы повышения квалификации и аттестации клириков, о чем неоднократно говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В рамках епархии регулярная аттестация клириков (один раз в 5 лет) может осуществляться на базе Минской духовной академии после завершения перевода духовной школы в столицу. Думаю, руководством академии в ближайшее время будут сделаны конкретные предложения.

Подготовка теологов в рамках государственной системы образования ведется в Институте теологии БГУ, где обучается 118 студентов. Кроме того, подготовка теологов ведется и на историческом факультете Витебского государственного университета, где на 4-м курсе обучается 5 человек. С целью координации взаимодействия Церкви и учебных заведений, готовящих теологов, с 2013 года работает Совет по теологическому образованию БПЦ, созданный во исполнение решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года.

Перед теологическими учебными заведениями стоит задача выбора таких приоритетных направлений подготовки специалистов, которые могут быть наиболее востребованными в современном обществе и Церкви. Важность теологического образования заключается не только в том, что специалисты в данной области могут пополнять клир, но и в том, что благодаря этому образованию в современном обществе налаживается диалог между Церковью и наукой, формируется слой православной интеллигенции.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Архиерейский Собор неоднократно обращали внимание на недопустимость возведения в сан людей без соответствующего уровня духовного образования. Лица, уже рукоположенные в священный сан и не имеющие духовного образования, незамедлительно должны поступить учиться в семинарию и пройти полный курс обучения. Митрополит Филарет неоднократно обращал внимание духовенства Минской епархии на необходимость пройти полный курс обучения в духовных школах. Время отреагировать на это распоряжение было у всех, но воспользовались этим, к сожалению, не все.
Думаю, что многие из вас уже обратили внимание на то, что я отклоняю ходатайства о награждении тех, у кого нет духовного образования. Сейчас хочу еще раз сообщить всем: у кого нет законченного духовного образования, о наградах забудьте. Возможно награждение, но только посмертно.

В современном мире образование необходимо не только священнослужителям. Духовное образование должны получать ответственные епархиальные сотрудники, насельники и насельницы монастырей.

Если с образованием епархиальных сотрудников у нас дела обстоят неплохо, то над образованием специалистов от благочиний, монастырей и приходов нам предстоит еще много поработать.
Особое внимание хочу обратить на образование монашествующих. Монастыри всегда были источниками образования. Они были оплотами веры и знания, а не дремучего невежества и безделья. Быть монахом и пребывать в невежестве относительно основных библейских истин и догматов веры недопустимо! Полагаю, что Синодальному отделу по образованию и катехизации в сотрудничестве с духовными школами и Синодальным Отделом по делам монастырей и монашеству нужно разработать краткосрочные типовые образовательные программы для насельников монастырей, предполагающие возможность выезда преподавателей на несколько дней в монастыри, если среди насельников монастыря отсутствуют дипломированные специалисты по богословию, имеющие педагогические навыки.

Игуменам и игумениям монастырей сегодня как никогда следует обращать внимание на образовательный ценз поступающих в монастыри. Предлагаю не допускать к пострижению в рясофор, а тем более в мантию тех, кто не имеет духовного образования! Может быть, таким путем удастся стимулировать получение образования тем, кто хочет посвятить себя служению Богу.

Воскресные школы

Важным аспектом образовательной деятельности Церкви является не только подготовка «профессиональных» богословов, священно- и церковнослужителей, но еще и работа в воскресных школах: это тоже образование, и относиться к нему следует со всей серьезностью. Кроме того, воскресные школы — та среда, которая меньше всего терпит формальный подход и наиболее чутко реагирует на наши ошибки.

Во многих приходах Минской епархии, а ныне — Минской митрополии действуют церковно-приходские школы и кружки общей численностью около 180, их посещает около 10 тысяч человек. Есть очень большие воскресные школы, которые посещают сотни человек, а есть маленькие, в которых всего несколько слушателей. Сразу становится заметным, что количество приходов и воскресных школ не совпадает. Это совершенно ненормально! Каждый человек имеет право на начальное духовное образование, и мы обязаны обеспечить осуществление этого права без каких-либо ограничений. Необходимо создавать воскресные школы при всех приходах епархий Минской митрополии.

Председателю Синодального отдела по образованию и катехизации поручаю в ближайшее время подготовить запросы по епархиальным отделам Экзархата и благочиниям епархий Минской митрополии с соответствующим заданием: предоставить рапорты о наличии приходских воскресных школ в благочиниях, а также о количестве детей, которые их посещают.

Важно, чтобы воскресная школа не просто формально числилась на бумаге, а чтобы она реально давала слушателям знания. Знаю, что иногда всё ограничивается только чаепитием после службы или футболом возле церкви. Настоятелям нужно обратить пристальное внимание на улучшение качества работы воскресных школ — подбор мотивированных, образованных и воцерковленных педагогов, обеспечение учебного процесса необходимыми учебными пособиями и техническим оснащением.
 
Необходимо помнить решение последнего Архиерейского Собора о надлежащей оплате труда педагогов. Если священник не сам преподает, то педагогический процесс должен находиться под его непосредственным контролем.

Напоминаю, что получить специальное образование для преподавания в воскресной школе можно в Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ и в Минском духовном училище. Высокая квалификация выпускников позволяет по окончании учебы применять полученные знания в богослужебной, образовательной, просветительской, благотворительной и иной деятельности в церковных приходах и организациях, в личной духовной и семейной жизни, профессиональной и общественной деятельности.
 
В настоящее время ведется работа по организации постоянно действующих курсов повышения квалификации преподавателей воскресных школ.

Главная задача воскресных школ заключается в формировании христианского мировоззрения посредством приобщения детей и подростков к основам вероучения Православной Церкви, формировании личного духовного опыта и позитивного отношения к Церкви, организации досуга. Есть ряд параметров, соблюдение которых позволяет, на мой взгляд, добиться большей эффективности работы воскресных школ.

Во-первых, занятия в школе должны включать игровые методы усвоения знаний. Знания о Законе Божием должны быть актуальными для того возраста и уровня жизни, который имеют ученики. С этой целью необходимо все программы по основным дисциплинам, преподаваемым в церковно-приходской школе, обогащать примерами из жизни. При этом примеры могут формулироваться в качестве задачи, которую ученики призваны сами решить, исходя из полученных знаний. Наставник должен преодолевать монологическую традицию преподавания готовой информации и стремиться к диалогу с детьми. Рекомендую чаще обращать внимание детей к сюжетам Священного Писания и Церковного Предания, чтобы породить в сердцах детей знание о христианском решении проблемных ситуаций.

Во-вторых, надо стремиться к тому, чтобы приходская школа была не просто местом, куда можно сдать детей для высвобождения свободного времени у родителей, а пространством, в котором вся семья может увидеть себя как малую Церковь. Это означает, что надо привлекать к занятиям в школе и родителей. Это позволит детям относиться более ответственно к происходящему, а также поможет родителям при помощи педагогов увидеть в детях не помеху, а источник вдохновенного семейного творчества. С сожалением мы должны констатировать, что многие современные проблемы общества возникают из-за отсутствия нормальных отношений внутри семьи. Очевидно, что привлечение взрослых к обучению и воспитанию предполагает выработку новых методов преподавания.

В-третьих, церковно-приходская школа не должна действовать в ущерб богослужебной жизни прихода. Считаю недопустимой ситуацию, когда во время воскресной Литургии дети находятся на занятиях. Это противоречит общему смыслу того, что преподается в церковно-приходской школе. Ведь вся совокупность преподаваемого должна увенчиваться возможностью Причащения Святых Христовых Таин. В этой связи можно говорить о том, что христианская педагогика должна быть евхаристичной. Кроме того, в приходах, где имеется штат и очевиден интерес со стороны общины, можно не ограничиваться только проведением занятий в воскресные дни. Поэтому имеет смысл подумать о том, чтобы наши воскресные школы постепенно преобразовывались в церковно-приходские школы.

В-четвертых, нам важно сформировать некую преемственность поколений выпускников воскресных школ. Речь идет о том, чтобы дети, завершившие обучение, не оставались без пастырского внимания. Необходимо продумать формы участия подростков и молодежи в приходской жизни помимо привлечения их к певческим и алтарным послушаниям. Братства и сестричества, перед которыми должны стоять вполне конкретные посильные задачи, должны быть средой, в которой подрастающее поколение будет находить себе применение. Приходы могут развивать сотрудничество с учреждениями внешкольного досуга молодежи и с районными спортивными секциями, создавая совместные площадки для физического, культурного и духовного воспитания молодежи.

Очень важно позаботиться о строительстве здания, приспособленного для проведения занятий. Там, где это невозможно сегодня, можно попытаться договориться с администрацией местных школ, клубов — возможно, они пустили бы детей на час-полтора позаниматься в свои аудитории. Если и это невозможно, то территория самого храма — это тоже прекрасное место для образования, которое просто нужно будет доукомплектовать мебелью и учебными пособиями.
 
Светские учебные заведения

Число воскресных школ в Экзархате на сегодня невелико. Связано это и со многими объективными причинами — недостатком помещений, педагогов, отсутствием свободного времени у потенциальных слушателей, удаленностью воскресной школы от места проживания и т. д. Поэтому нашей важной задачей является организация взаимодействия со светскими учебными заведениями. Притом взаимодействие это самоценно, а не является лишь средством компенсации нехватки воскресных школ.
 
Начальные и средние учебные заведения

Сегодня достаточно остро стоит вопрос о внедрении в средние школы факультатива «Основы православной нравственности». Сегодня еще нет возможности преподавать этот предмет на постоянной основе и повсеместно, так как отсутствуют надлежащие договоренности с государством. Нужно с удовлетворением отметить, что в настоящее время в системе образования Республики Беларусь определенным образом декларируется приверженность идее возрождения духовности белорусского народа, восстановления культурных традиций и утверждения исторической роли христианских конфессий, в особенности Православия. Используя свой многовековой опыт сохранения духовных, культурных и исторических традиций, Церковь формирует у людей высокие гражданские и нравственные качества, патриотизм и ответственность за судьбу Отечества, милосердие и сострадание к людям. Реализации данных идей способствует ряд мероприятий, организуемых и проводимых в рамках сотрудничества Белорусской Православной Церкви и государственных органов в сфере образования.

Знакомство учащихся с основами православной культуры и нравственности на уровне сведений и представлений начинается уже в начальной школе и реализуется через содержание литературных текстов. Так, уже в 1-м классе общеобразовательных учреждений дети читают и анализируют небольшие рассказы о преподобной Евфросинии Полоцкой, о традиционных праздниках — Рождестве Христовом, Пасхе Христовой. Более подробное ознакомление с жизнью и просветительской деятельностью преподобной Евфросинии Полоцкой, с верой наших предков происходит в 4-м классе при изучении курса «Мая Радзіма — Беларусь».

Для педагогов и учащихся многих общеобразовательных учреждений Беларуси одним из приоритетных направлений воспитательной работы становится православное краеведение, в рамках которого изучаются история создания монастырей и храмов, биографии земляков, известных деятелей государства и Церкви.

В прошедшем году по всей Минской митрополии факультативы проводились в 250 школах и в 45средне-специальных учебных заведениях. Проводились занятия по христианской нравственности в 110 детских садах Минской области. Мы обобщаем и анализируем приобретенный опыт. При Центре православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой работает методическое объединение воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Несколько раз в год в разных городах Беларуси проводятся семинары-совещания и мастер-классы.
В настоящее время создается авторский коллектив по выработке общих для всей республики программ и ресурсный центр, аккумулирующий опыт духовно-нравственной работы в школах и детских садах.

Думаю, что белорусское духовенство для взаимодействия со средними школами в скором времени получит самые компетентные рекомендации, прекрасные методические пособия. Нужно молиться и о том, чтобы в законодательстве произошли соответствующие подвижки, предполагающие возможность ситуативной интеграции духовно-религиозного элемента в светское образование.
 
 
Высшие учебные заведения
 
Немаловажной является и просветительская работа среди студенчества. В программе сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Министерства образования Республики Беларусь прописана возможность участия Церкви в процессе воспитания студентов вузов и профессионально-технических учебных заведений, и этой возможностью нужно пользоваться. Есть хорошая возможность проповеди среди преподавателей и учащихся на кураторских часах и в рамках общефакультетских и общевузовских часов информирования. Нужно использовать эту возможность в полной мере.

Более того, некоторые светские специальности являются смежными с церковно-богословскими дисциплинами, или же подготовка по ним логически требует приобщения к истории, вероучению и нравоучению Церкви. При подготовке будущих пастырей мы прибегаем к помощи светских специалистов, однако, мне думается, что и наши специалисты могли бы предложить свою помощь вузам. Мы могли бы предложить свои спецкурсы по антропологии, истории, религиозной философии. У нас есть для этого преподаватели со светским образованием и степенями.

Наших богословов часто приглашают на различные научные конференции (и иногда — на очень неожиданные для нас темы). Мы могли бы, с одной стороны, чаще откликаться на эти предложения, а с другой — внимательно следить за происходящим в мире гуманитарных наук и самим выступать с предложениями собственных докладов. Разумеется, это касается нашей профессорско-преподавательской братии.
 
Рождественские чтения

Очень важным для духовно-нравственной просветительской работы среди разных слоев общества является постоянный обмен опытом. В связи с этим Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви выступил с инициативой проведения ежегодных Рождественских чтений в каждой епархии. Подчеркиваю: в каждой. Епархиальные чтения должны проходить как итоговый обмен опытом по результатам образовательных и духовно-нравственных мероприятий благочиний, духовных школ, а также усилий светских ученых-энтузиастов разных научных специальностей. А лучшие доклады и проекты могут быть направлены на международные образовательные Рождественские чтения, проходящие ежегодно в конце января в Москве. Таким образом, мы и себя показываем (а нам есть что показать!), и на других смотрим. И своими знаниями делимся, и свои же знания преумножаем. Думаю, что к этой инициативе Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ нужно отнестись серьезно: реализуя ее, мы стимулируем движение мысли в регионах и привлекаем опытных светских педагогов к сотрудничеству с Церковью.

Образовательная работа в благочиниях

В связи с новой концепцией работы епархиальных отделов образования необходимо наладить постоянное действенное общение образовательных структур всех уровней. В этой деятельности важную роль играет благочиние как координирующий центр приходской жизни и, конкретно, помощник благочинного по образовательной работе. Отцам благочинным нужно назначить на эти должности активных людей, которые будут держать постоянную связь с епархиальным отделом образования и катехизации. Помните, что все епархиальные отделы призваны не только контролировать, но и оказывать содействие в решении тех или иных проблем, с которыми приходится сталкиваться священнику в приходе. У нас не должно быть бюрократии ради бюрократии или образования ради образования — всё должно приносить практическую пользу Церкви, которая заключаются в содействии спасению каждого человека, грядущего в мир.
 
Из доклада на Общем собрании епархий Минской митрополии 16 декабря 2014 года
 
 
 
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru