Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Педагогу :: Наши наставники
прЖил среди нас человек Божий.
 
(к годовщине со дня кончины Алексия Червякова).
 
3 апреля 2007 года на 59 году  жизни почил о Боге видный ученый, педагог, организатор науки, человек энциклопедических знаний, хранитель отечественного рукописного наследия,  исследователь в самых различных областях гуманитарных знаний и просто замечательный человек – человек Божий Алексей Дмитриевич Червяков.  Ему было даровано Богом много талантов. Один из них - способность объединить вокруг себя единомышленников в  тех областях знаний и практической деятельности, в которых ему приходилось трудиться.
 
А.Д.Червяков родился 1.04.1947 года в старой московской семье, ведущей свои корни еще с ХVIII века. Более 23 лет он работал в Государственной библиотеке им В.И.Ленина  - в настоящее время Российская Государственная Библиотека. Алексей Дмитриевич отдал много сил делу сохранения и охраны памятников истории и культуры в Москве.

Собирая подписи известных людей страны в защиту памятников культуры, ему удалось отстоять уникальные историко-архитектурные памятники, которые являлись неотъемлемой частью московской архитектурной среды.

В 1971году он окончил Московский государственный институт культуры. Имея широкие познания в области книжного дела,  работая в отделе редких книг, Алексей Дмитриевич становится ответственным за реставрацию и переплет редких книг и особо ценных изданий (1968-1971г.г.). С 1977 по 1978г.г. он являлся членом реставрационного совета Отдела рукописей и по мере своих сил сохранял отечественное рукописное наследие. В 1978 году он  был переведен в группу обработки архивных фондов, где участвовал в обработке архивов,  экспертизе  архивных материалов и фондов, в т.ч. Московской Духовной академии, Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Работая с 1988года  в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева   он начал читать курс лекций  по истории древнерусской культуры и курс лекций «Русский месяцеслов», стараясь быть полезным духовному возрождению Отечества. Он был глубоко убежден, что церковная историческая память, заключенная в народном календаре, является средством возвращения к подлинным духовным ценностям, подает растущей и формирующейся личности благой пример для подражания.

В 1991-1993 годы Алексей Дмитриевич в должности  заместителя  главного редактора стоял у истоков «Московского журнала», намечая пути и направления его развития, в чем ему помогала широта и глубина знаний в области гуманитарных наук.
В 1990-1993гг. Алексей Дмитриевич Червяков являлся экспертом по проблемам культуры в Моссовете, проводил значительную  работу  по возвращению исконных названий московских улиц, сохранению памятников истории.

Трудясь в «Комиссии по свободе совести, вероисповедания, милосердия и благотворительности»,  он внес свой посильный вклад в дело передачи православных храмов в лоно Русской Православной Церкви. Эта большая  работа пока еще не осмыслена должным образом. Однако можно с полной уверенностью сказать, что храм св. Николая в Клениках на Маросейке, где служил святой праведный отец Алексий Мечев, был возвращен Русской Православной Церкви именно трудами Алексея Дмитриевича и его единомышленников-сподвижников.

Более того, Алексей Дмитриевич сделал нечто по тем временам невозможное: выпустил в свет  замечательную книгу «Храм Николая Чудотворца в Клениках. Приложение к «Московскому журналу», причем небывалым для того времени тиражом - 200 тыс. экземпляров. Скромность Алексея Дмитриевича не позволила ему поставить свои  хотя бы  инициалы в этом издании,  где он был не только автором-составителем, но и автором емкого и содержательного предисловия. Книга, до сих пор пользуется большим интересом у православного читателя.

В рамках работы в Советском Фонде культуры (СФК) Алексей Дмитриевич работал в Юбилейном Сергиевском комитете по подготовке празднования 500 - летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Участвовал он и в долгосрочной просветительской программе в 1990-1993г.г. годах «Возвращение забытых имен», действовавшей в рамках Советского Фонда культуры. Совместно с учеными, писателями,  журналистами он трудился над возвращением исторических имен городам,  улицам, памятным местам, в т.ч. городу Загорску имени Сергиев Посад.

Работая с 1993 в Психологическом  Институте РАО, Алексей Дмитриевич сумел затронуть широкий круг проблем науки и вести последовательную работу одновременно по нескольким направлениям. На протяжении 1994-2003 г.г. Алексей Дмитриевич был соруководителем программы научных исследований Центрального регионального отделения РАО «Образование как механизм формирования духовно - нравственной культуры общества». Стараясь подходить к образованию с государственных позиций, он определил и сформулировал методологические принципы формирования национально-регионального содержания образования в Центральной России.

Методологические подходы, разработанные Алексеем Дмитриевичем, легли в основу Дополнений к проекту Национальной доктрины образования Российской Федерации, подготовленной министерством образования РФ. Среди основных целей образования Алексеем Дмитриевичем  были определены: формирование российского общества на основе гражданского самосознания россиян, их духовно-нравственного и историко-культурного самоопределения; сохранение и развитие национального духовно- нравственного, историко-культурного и природного наследия; развитие российских регионов как неотъемлемой части российской Федерации…; условия для духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов на основе отечественных  духовно- нравственных и историко-культурных традиций…; сохранение и развитие традиций воинского служения Отечеству, его защиту; укрепление военного потенциала страны.

Значимые дополнения легли и в основные цели образовательной политики государства: формирование единого государственного образовательного пространства, объединяющего все типы и виды образовательных учреждений…; … сохранение и развитие отечественных традиций семейного воспитания; защита института семьи системой образования и др.

К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что указанные Дополнения в Доктрину внесены не были. Но этот документ министерство образования уже не смогло проигнорировать, и   в  апреле 1999 года Центральному Региональному  отделению РАО было поручено разработать Концепцию национально-региональной компоненты государственного стандарта образования.

А.Д.Червяков внес основной вклад в разработку данной Концепции. На заседании Бюро Президиума РАО он сформулировал  весьма существенное положение о том, что отечественное образование должно быть ориентировано на решение ключевых федеральных проблем через осмысление и развитие исторических традиций отдельных регионов и их межрегионального общения на основе Российской государственности.

В рамках программы Российской Академии Образования, которую претворял в жизнь Алексей Дмитриевич, он разработал концепцию кафедры «Православной педагогики». Такая кафедра, первая в России, была открыта на филологическом факультете Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического  университета в  1995 году. А сама концепция кафедры «Православной педагогики» была утверждена в том же году на Ученом Совете университета.

 Алексей Дмитриевич своевременно понял, что  в отечественном образовании с 1993 года сложилась критическая ситуация и что,  только совершенствуя область повышения подготовки педагогов, можно реально воздействовать на пути преодоления кризиса.

Государственная политика в области образования, по мнению А.Д.Червякова, основывалась на признании единства федерального культурного и образовательного пространства. Это и обеспечивало защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Будущего учителя, считал Алексей Дмитриевич, нужно как можно  раньше знакомить с отечественными историко-культурными традициями, с реальными духовно-нравственными ценностями, наследованными гражданами современной России. Эти знания не только позволят разнообразить образовательные технологии, но расширить и углубить содержание образования, что касается в первую очередь предметов историко-филологического цикла.

Среди  большого числа  экспериментальных программ, созданных А.Д.Червяковым, достаточно назвать «Родиноведение», «Духовно-нравственные традиции русского народа», «Духовно-нравственное воспитание россиян в прошлом и настоящем», «Православная певческая культура», «История России», «Введение в православную психологию»,  «История Русской Православной Церкви», «Русский месяцеслов» (Самарский край), «Русская словесность», «История православной педагогики», «Православная психология (изображение и слово)», «Образы русской архитектуры», «Русский паломник» ( из истории литературных жанров), «Домострой и жизнь русского народа в ХV1- ХV11 веках», «Творчество Ф.М.Достоевского в контексте истории русской православной культуры» и многие другие. Разработанные Алексеем Дмитриевичем программы становились фундаментом для претворения их в жизнь педагогами высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, Костромы, Ярославля, Минска.

Алексей Дмитриевич никогда не останавливался на достигнутом и не щадил себя, стараясь сделать как можно больше. Работа кафедры православной педагогики Тольяттинского государственного университета под научным руководством Алексея Дмитриевича» в 90-х годах ХХ века неоднократно отмечалась наградами мэрии города,  была удостоена гранта Международного фонда «Развитие через образование».

Отдавая все свои силы вновь организованной кафедре, он продолжал трудиться с коллективами педагогов-единомышленников.  Православные образовательные чтения, проводимые регулярно по его инициативе и под его руководством в Костромской и  Ярославской епархиях, помогали педагогам  на местах осваивать малоизвестный им материал.

Алексей Дмитриевич был организатором и активным участником православно-образовательных чтений в Белоруссии. Достаточно сказать, что на курсах повышения квалификации педагогических работников в ГУО «Академия последипломного образования» Министерства образования Республики  Беларусь в 2002-2003  годах им был прочитан курс «Духовно-нравственное и историко-культурное наследие белорусского народа».

В 2004 году в Новополоцке он прочитал курс лекций и провел семинарские занятия  на тему «Святые и святыни родного края в современном образовательном пространстве». На  Международных педагогических чтениях «Духовные смысле отечественной педагогики» (к 180 - летию со дня рождения К.Д.Ушинского) в Минске 5мая 2004г он выступил с докладом «Педагогическое наследие К.Д.Ушинского в современном образовательном пространстве».

С 2005 года руководил разработкой учебной программы «Святыни белорусского народа»  совместно с  Белорусским Экзархатом РПЦ и ГУО  «Академия последипломного образования» Министерства образования Беларуси.

Алексей Дмитриевич стоял у истоков Первых Международных Свято- Пантелеимоновских образовательных чтений на белорусской земле «Духовно-нравственные традиции в отечественной медицине и образовании», прошедших впервые 2-3 июня 2005 года в Минске и ставших ежегодными.

Нас поражали его широкая эрудиция и глубина познаний в самых разных сферах знаний, аналитический ум, дар емко и кратко выразить суть предмета.

В рамках Программы «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» в качестве научного редактора он подготовил к изданию книгу  о. Вадима Коржевского «Пропедевтика аскетики: конпедиум по православной святоотеческой психологии» (2004 г.) и «Новомученики и исповедники Ярославского края. Русский месяцеслов» (2005 г.). Эти издания поистине явились событиями в научной и культурной жизни страны.

Алексей Дмитриевич был инициатором Свято-Игнатьевских образовательных чтений, посвященных памяти  Святителя Игнатия Брянчанинова и проводимых в Ярославской православной гимназии, где с докладами выступали чаще всего сами учащиеся - будущее России.  Первые чтения прошли 13 мая 2005 года в Ярославле.

Работая с 1993 года в Психологическом Институте РАО, Алексей Дмитриевич по мере своих сил старался, чтобы целые пласты забытого наследия психологов стали достоянием научной общественности. При его непосредственном участии были изданы  сборники трудов Г.И.Челпанова, труды Л.М.Лопатина, В.В.Зеньковского. Работая в Психологическом институте РАО в качестве ведущего научного сотрудника,  Алексей Дмитриевич сумел не просто проследить  историю отечественной психологии,  но и определить место отечественных ученых в развитии психологической науки. В Психологическом институте он явился организатором ряда научных конференций. Он стоял у истоков  Челпановских чтений, проводимых с 1995 года.

Алексей Дмитриевич был постоянным участником ежегодных международных Рождественских образовательных чтений. Он был человеком скромным, чуждым всякого карьеризма, погони за титулами и званиями. Не занимая высоких административных постов, он, тем не менее, был ученым и учителем с большой буквы. В меру своих сил он старался поддерживать научные начинания большого числа исследователей, встречавшихся на его жизненном пути,  тем самым проявляя свою поистине государственную позицию.

Объединив усилия многих работающих с ним людей, он создал условия для открытия в 90-х годах Первой православной гимназии на ул. Пятницкой, Учительской семинарии в Москве, Центра детского и юношеского творчества (Бибирево). Он во многом определял направления работы Санкт-Петербургской школы искусств им. императрицы Александры Федоровны, Московской православной гимназии во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова,  содействовал открытию Вятской православной гимназии.

Вся его кропотливая работа в этом направлении получила отражение в методических учебно-образовательных программах и пособиях, ставших настольными книгами для значительного числа педагогов. Была хорошо встречена в православном читательском мире подготовленная к изданию Алексеем Дмитриевичем книга «Письма великих Оптинских старцев», выдержавшая два издания ( М., 2003, 2006).

Большой жизненный опыт, высочайший профессионализм, умение совмещать в себе талант ученого, педагога и организатора науки, энциклопедические знания,  преданность науке, личное обаяние снискали ему авторитет во многих регионах страны, глубокое уважение среди коллег.

Не случайно, проводимые у нас в Белоруси в июне 2007 года  Православные III Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения мы посвятили  светлой памяти Алексея Дмитриевича Червякова - подвижника просвещения в духе православной веры.

Алексей Дмитриевич всегда  был приветлив, внимателен к собеседнику, умел сблизить людей-единомышленников, работающих в разных профессиях и отдаленных регионах Отечества.

Многолетняя разносторонняя деятельность и активная жизненная позиция Алексея Дмитриевича были отмечены и государством. Академическая программа «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества», в рамках которой осуществляла работу кафедра православной педагогики, была удостоена Государственной премии Президента России. В 1998 году Алексей Дмитриевич стал лауреатом этой Государственной премии за создание и внедрение в практику авторской модели  «Система психологического обеспечения развивающего образования на основе теории социогенеза» для региональных систем образования.

Алексей Дмитриевич любил жизнь, дорожил своими близкими, друзьями и единомышленниками,  горячо и искренно любил свою Родину и свой народ, высоко ценил русскую культуру, стремился сберечь ее и передать  духовные завоевания предшествующих поколений потомкам. При этом он всегда  осознавал свою личную ответственность за судьбы народа и Родины. Он  никогда не поступался своей совестью, своими научными убеждениями. 

Алексей Дмитриевич был православным, глубоко верующим человеком. Он презирал мирские жизненные блага, был аскетом, подражая своему небесному покровителю Алексию - человеку Божию. Господь даровал ему христианскую кончину, «мирну и непостыдну», вскоре после причастия Святых Христовых Таин.
 
Уход из жизни Алексея Дмитриевича явился большой утратой для всех, кто его знал. Его научный вклад в российскую культуру, педагогику и психологию еще не оценен нами в должной мере и требует дальнейшего изучения и осмысления. Алексей Дмитриевич Червяков был воистину национальным сокровищем России, которая должна гордиться такими сынами. Его именем, на наш взгляд, следовало бы назвать не одну из православных гимназий.

Он оставил о себе память как о выдающемся ученом и благородном человеке. Он любил и был любим его родными и близкими, а также всеми, кому посчастливилось работать и общаться с ним.
 
Николай Лайша
Игорь Рыбин
Марина Павлова
и др.
 
Беларусь, Минск-Могилев
 
 
 
 
 
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru