Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
Главная
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Главная
«Новый человек» и новая концепция семьи
Сергий Чокырлан
  
Над новой концепцией семьи интенсивно работают. Работают скрытно. Работают коварно. Нам всё агрессивнее повторяют такие словосочетания, как «поощрение позитивного родительства», «улучшение родительских компетенций», «пересмотр родительских стилей», «устранение гендерных стереотипов». Что они означают? И откуда исходит весь этот терминологический поток? Это предложения добросовестных людей, искренне заинтересованных в совершенствовании семейного воспитания? Или же это идеологические эманации каких-нибудь групп интересов, не имеющих ничего общего с традиционной семьей? Как разглядеть, что означают на самом деле эти обороты во всё более сгущающемся вокруг нас тумане, застилающем наши умы, и без того помраченные множеством забот?
 
Недавно на сайте Министерства национального образования Румынии был выложен проект под названием «Национальная стратегия просвещения родителей в 2018–2025 годы», вызвавший естественную реакцию возмущения со стороны родителей и некоторых важных организаций страны. Может, это просто какой-нибудь «тест»? Но тест ведь тоже не бывает случайным. На нем получаешь определенный балл. Твой результат может оказаться неудовлетворительным, удовлетворительным, хорошим или отличным. Так в какую же категорию нас отнесли? И кто несет ответственность за такой «тест»?
 
Семья теперь понимается как «продукт, постоянно пересоздаваемый социокультурными практиками»
 
Суть данной стратегии изложена ясно: «Национальная стратегия просвещения родителей основана на теоретическом подходе, согласно которому семья понимается не как объективная реальность, а является скорее социокультурным продуктом, “констелляцией[1] идей, представлений и терминологий”, постоянно создаваемой и пересоздаваемой социокультурными практиками».
 
Без всякого сомнения, проект, проходивший до 10 июля стадию обсуждения, предлагает новую концепцию семьи по идеологическому шаблону гендерной «философии». Воспользовавшись «безотлагательной необходимостью» просвещения родителей на национальном уровне, координационный комитет «Стратегии», руководимый генеральным инспектором Министерства образования по дошкольному образованию, инициировал пилотный проект по перевоспитанию румынского общества. Полагая, что традиционная семья обладает устаревшим менталитетом и ретроградным мировоззрением, «Стратегия» объявляет, что «родительские стили необходимо пересмотреть с точки зрения их соотнесенности с детьми и устранения гендерных стереотипов, влияющих на различные жизненные пути девочек и мальчиков».
 
Цикл шагов по перевоспитанию. На каком уроке мы сейчас находимся?
 
После появления открытых писем и негативной реакции румын проект «Стратегии» был удален с сайта Министерства образования. Вот, к примеру, какова позиция Румынской Академии по отношению к данному проекту:
 
«Проект Министерства образования по узаконению просвещения родителей безо всякого учета румынской специфики, с последствиями, направленными исключительно против традиционной семьи как ядра тысячелетней социальной, культурной, нравственной и христианской жизни румын, предполагает унифицированное образование детей без учета их половых различий, антропологических и психологических особенностей, среды проживания (сельской, городской) и этнических особенностей. Проект равнозначен сходной попытке государств с интернационалистскими или глобалистскими тоталитарными режимами добиться создания того, что всегда называлось “новым человеком” – без семьи, без национальности, без страны, без идентичности. В год столетия Великого объединения румын, воспитанных в духе национальных традиций, когда подводится итог нашим достижениям, отказ от данных традиций явился бы актом национального предательства».
 
Ставится цель «помочь» родителям отказаться от «идеализации традиционной семьи»
 
Негативные отзывы поступили и со стороны Румынской Православной Церкви и иных конфессий, а также от профсоюзов в сфере образования, родительских ассоциаций и гражданского общества в целом. Почему? Потому что здесь было попрано фундаментальное право родителей воспитывать своих детей в согласии с собственными убеждениями, гарантированное румынской Конституцией. Семь тысяч просветителей должны были «помочь» родителям отказаться от своих «консервативных менталитетов» и, разумеется, от позиции, «идеализирующей традиционную семью».
 
На «виноватых» сразу же показали пальцем: это христианская семья и Церковь. В противовес им модель родительского просвещения, внушаемая «Стратегией», является «прогрессистской», проталкивает «уважение к разнообразию». Но очевидно, что традиционной семье не по пути с гендерной теорией, определяющей пол в культурологических терминах. Ведь нам всё решительней повторяют, что гендер не является биологической данностью, что это результат культурной аккумуляции, происходящей благодаря воспитанию. Таким образом, «уважение к разнообразию» представляет собой, по сути, инструмент борьбы каких-то групп интересов, недолюбливающих Церковь и ее ценности. Так какова же цель привития людям подобной концепции? Власть? Или дехристианизация мира?
 
Дискурс Великого Инквизитора и борьба со Христом внутри нас
 
Хотя Министерство образования удалило проект с сайта и вернуло его инициаторам, отметив, что форма, предложенная для публичного обсуждения, неприемлема, 127 фондов, организаций и ассоциаций обратились к премьер-министру Румынии с призывом снова вынести «Стратегию» на обсуждение. Позиция их просто вызывающа: они не приемлют критики, приведшей к отклонению проекта, основывают свои выкладки на том соображении, будто все румынские семьи являются насильническими и избивают детей; поборники «Стратегии» игнорируют права родителей, гарантированные им Конституцией, и уничижают христианские ценности большинства населения нашей страны.
 
В изумительном романе Достоевского «Братья Карамазовы» находим главу, представляющую особый интерес в связи с обсуждаемой темой. Иван Карамазов, не верящий в Бога, рисует перед Алешей, своим братом, антиутопию. Христос сходит на землю и оказывается среди людей. Мы находимся в Севилье в самые жуткие времена инквизиции. Великий Инквизитор обладает немыслимой властью. Христос только что воскресил девочку, и люди признательны Ему. Но Великий Инквизитор Его арестовывает, и никто не протестует. Далее следует дискурс перевоспитателя, в котором он апеллирует ко всей логике мира.
 
Илья Глазунов. Великий инквизитор. 1985 г.
Илья Глазунов. Великий инквизитор. 1985 г.
Христос не имеет права говорить. Он только слушает ужасающие аргументы, напоминающие доводы диавола в пустыне искушений (см.: Мф. 4: 1–11). Всё вращается вокруг свободы и власти. Люди не в состоянии быть свободными, они боятся свободы и, как следствие, вверяют свою свободу хозяину. Дар свободы бесполезен, он в истории мира принес одни лишь страдания. «Нам удастся убедить их, что они не смогут стать воистину свободными, если добровольно не откажутся от своей свободы в нашу пользу и всецело не подчинятся нам». Здесь указаны предпосылки перевоспитания и тоталитаризма любого типа.
 
Великий Инквизитор пробрался в наше общество и периодически организует свои пышные аутодафе. Он и его прихвостни находятся в меньшинстве. Но, тем не менее, это, кажется, не имеет значения. Важно, что большинство готово отказаться от своей свободы, и это предоставляет им абсолютную власть. Кто сопротивляется, тех «сжигают на костре». Сегодня Великий Инквизитор отбирает себе жертв в рядах «консерваторов», «традиционалистов» и носителей «устаревших менталитетов». Его цель – формирование «нового человека».
 
«Просветители» уверены: воспитывать детей в вере – это патология, которую надо тщательно «лечить»
 
«Новый человек» – это прогрессистская концепция гуманности, основанная на разрыве связей с традицией, прошлым, историей, ценностями, семьей, с Богом. Как тут действуют? С помощью силы убеждения. Идеологи Великого Инквизитора терпеливы и скрупулезны. Они намечают идеологические направления, инициируют образовательные проекты, создают мощную сеть неправительственных организаций, которые будут поддерживать, бороться, аплодировать, проклинать, сравняют с землей любое сопротивление общества. Они обучают «воспитателей для родителей», которые в корне изменят понятие семьи, поскольку традиционная семья и является той ячейкой, где развивается человек – «реакционер», «фанатик», «догматик», который верит в Бога, создает, в свою очередь, собственную семью, ходит за ручку с детьми в церковь, где все исповедуются и причащаются Тела и Крови Господних, идеал свой видя в святости.
 
С точки зрения Великого Инквизитора, всё это – патологические случаи, и их надо тщательно «лечить». С помощью «адекватного образования» нас, создающих христианские семьи и любящих традиционные ценности, «регенерируют» и «интегрируют» в больное общество, которого мы должны желать, которое должны принимать как «нормальное».
 
Свобода – цель кампании по перевоспитанию
 
В то же время ложь льется вокруг рекой. Важные понятия переиначиваются на оруэлловский лад. «Свобода» больше не свобода. «Семья» больше не семья. Вокруг театр абсурда, в котором каждый из нас играет свою роль. Повсюду расставлены клетушки, и в них лежат наши ценности: достоинство, свобода, истина, любовь, героизм. Это зловещий пейзаж, и Великий Инквизитор смеется, сознавая, какое удручающее впечатление он производит.
 
Будем бдительными, не сойдем с пути узкого: «новый человек» победит, если Христос будет изгнан из нас самих
 
Как же нам действовать? Обязательно реагируя. Не цепенея перед ужасающим пейзажем, созданным Великим Инквизитором, потому что так окончим тем, что нас победят, перевоспитают. Будем бдительными, будем бороться с понятийными перевертышами, каждый день впрыскиваемыми в нашу жизнь с помощью доктринальных речей. Ни за что не сойдем с пути узкого, поскольку это путь свободы. Сами себе уясним термины, четко поймем, что значит «православная христианская семья», что значит «родительское воспитание», «идеал воспитания», «свобода».
 
По сути, свобода – вот фундаментальная проблема, цель всей этой кампании по перевоспитанию: как лишить родителей свободы воспитания, вывернув наизнанку их убеждения, сделав их открытыми для «дивного нового мира».
 
Алеша Карамазов срывает маску с гендерной идеологии и всех ее поборников: «Безбожие – вот и весь их секрет. Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь его секрет!» А когда не веришь в Бога, всё позволено.
 
Иван Карамазов на это и рассчитывает. На это же рассчитывает и Великий Инквизитор при всех своих идеологических вариациях: всё позволено. Сексуальные меньшинства получают права, идущие во вред большинству. А почему? Потому что всё позволено.
 
Это нигилистическое поветрие, всё иссушающее вокруг себя, тянется из культурного бэкграунда XIX века. Фридрих Ницше обобщил всё в одном заявлении: «Бог умер». Если же «Бог умер», тогда Он был убит теми, кто хочет Его заменить чем-то другим. Переворачивание терминов производится исходя именно из этого убеждения, из этого убийства. Идеологи гендера пересаживают понятия «родительского воспитания» и «семьи» на почву, нагруженную богоубийственными смыслами. Нам именно для того и надо сражаться до крови, чтобы не оказаться причастными этой культуры смерти, где каждый термин несет на себе печать смерти, ее отметины.
 
Наша культура, культура традиционной семьи, – это культура Жизни. В ее центре стоит Христос. Все понятия и термины определяются у нас соответственно этому укладу нашей жизни и нашего мышления. Ни свобода ничего не значит без Христа, ни достоинство, ни истина.
 
Великий Инквизитор изгнал Христа из города, и никто не воспротивился. Может, люди не поняли, что этим дают свое согласие на бессрочное рабство? Если перевоспитание будет функционировать на полную мощность (а оно так и функционирует!), то рабство уже будет означать свободу, а свобода – рабство. Как в Океании Оруэлла. Категории переворачиваются с ног на голову. Сознание разрывается на части, затем кусочки четко собираются так, чтобы образовались новые морфологии.
 
«Новый человек» возможен только при условии, когда Христос изгнан из нас самих, из нашего личного культурного пространства, из культуры народа. Если же Христос живет в нас, перевоспитание останется на стадии проекта.
 
Сергий Чокырлан
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
 
22 августа 2018 г.
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru