Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
Главная
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Главная
"О Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?"

 "Мы на земле повсюду
с Вездесущим…"
В.А.Жуковский
 
«Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1 Кор. 15, 44). Этими словами апостол Павел представляет нам, что душевное развитие человека предшествует его духовному развитию. Это изречение полностью подтверждает жизнь крупнейшего поэта, предшественника великого Пушкина - Василия Андреевича Жуковского, взрастившего в себе семя добра к высотам православной веры. «Главное правило, чтобы не один день не прошёл даром, не прибавив нам добра, чтобы он не исчез из жизни», - записал он в своём дневнике 1814 года.

Будущий поэт родился 9 февраля 1783 года в имении своего отца Афанасия Ивановича Бунина - Белёвского уезда Тульской области. Мать его, турчанка Сальха, в 1770 году была взята в плен при взятии крепости Бендеры и привезена Бунину «в подарок». Вскоре она приняла Православие и была крещена с именем Елизавета Дементьевна. Родившийся у неё сын Василий получил по желанию И.А.Бунина фамилию жившего у него «на хлебах» Андрея Жуковского. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорождённого, но для получения дворянства потребовалось зачисление на фиктивную военную службу (в Астраханский гусарский полк). В 1789 году он был произведён в прапорщики, и его отец обратился с прошением о внесении рода Василия Андреевича Жуковского в дворянскую родословную книгу Тульской губернии, после чего Тульское дворянское собрание удовлетворило ходатайство И.А.Бунина. Дальнейшая «воинская служба потеряла смысл, и в конце этого же года он был уволен «по прошению своему от службы».

Первоначальное образование Жуковский получил в семье, потом учился в Туле, в частном пансионе, затем в народном училище, откуда директором Ф.Г.Покровским (удивительный факт!) был исключён за «неспособность», а с 1787г. по 1800 год обучался в Благородном пансионе при Московском университете. Именно там он успешно осваивает учебную программу, включающую русскую и всемирную историю, древности, языки, «словесность» и «сочинения». Поощрялось самостоятельное творчество, для руководства которым было организовано «Собрание воспитанников университетского Благородного пансиона». Жуковский стал одним из активных участников этого общества и выпускаемого им альманаха «Утренняя заря».

Заканчивает Жуковский пансион с серебряной медалью и вместе с друзьями организует «Дружеское литературное общество». Личное знакомство с Дмитриевым, а затем и с Карамзиным способствует отходу от жанров классицизма, укреплению сентиментализма и утверждению в его поэзии новых эстетических принципов. С 1807 года Жуковский редактирует журнал «Вестник Европы» вместо Карамзина, работавшего над «Историей государства Российского».

Жуковский рано осознал неустойчивость своего положения в семье Буниных. Утешением для него служило посещение церковных служб, особенно после смерти отца Афанасия Ивановича, и чтение сочинений Ломоносова, Державина, Дмитриева, Карамзина. Рано он начал писать и стихи, «идя вперёд покорно и смиренно», всецело доверяясь Богу:  

                 Что ни придёт с незнаемым грядущим –
                   Всё будет дар хранительной руки.
                   Мы на земле повсюду с Вездесущим,
                   Везде к нему душой недалеки.

Одним из первых серьёзных выступлений в печати юного Жуковского была элегия «Сельское кладбище». В ней представлен лирический герой в образе мечтателя-поэта, глубоко воспринимавшего жизненную несправедливость безвестных тружеников, чьи останки покоятся на деревенском кладбище. Но, ставя достоинство человека и волю Божию, в элегии доминирует примирённость с судьбой и уважение к памяти усопших:

                   Прохожий, помолись над этою могилой,
                   Он в ней нашёл приют от всех земных тревог,
                   Здесь всё оставил он, что в нём греховно было,
                   С надеждою, что жив его Спаситель – Бог.

Жуковский глубоко верил в бессмертие души и в то, что умершие встретятся на том свете:  
                
                   Прости! Не вечно жить! Увидимся опять;
                   Во гробе нам судьбой назначено свиданье!
                   Надежда сладкая! Приятно ожиданье! –
                   С каким веселием я буду умирать!   
     
и в другом стихотворении:

                            Есть лучший мир; там мы любить свободны;
                            Туда моя душа уж всё перенесла;..

         Слово «душа» - наиболее употребляемое  в поэзии Жуковского:

                            Как бы сокрытая под юных древ корой
                            С сей очарованной мешаясь тишиною,
                            Душа незримая подъемлет голос свой
                            С моей беседовать душою.

         Его душа стремится к Богу, и поэт с мольбой обращается к Ангелу-хранителю:

                            О! кто ты, тайный вождь? Душа тебе вослед!
                            Скажи: бессмертный ли пределов сих хранитель
                            Иль гость минутный их? Скажи: земной ли свет
                            Иль небеса твоя обитель?..
 
                            И Ангел от земли в сиянье предо мной
                            Взлетает; на лице величие смиренья;
                            Взор к небу устремлён; над юною главой
                            Горит звезда Преображенья.
                                                                                  «Славянка»
         Так в излюблённом Жуковским понятии слова «душа» выразилось его представление о духовном мире и символизировало сложную целостность внутреннего сознания: «Душа стесняется лирическим волненьем» - «Осень». Это «стесненье» души подхвачено и развито Пушкиным, Тютчевым, Есениным, Рубцовым. Хатюшиным:

                            И Богу будешь ты угоден.
                            Душой доверившись Ему…
                                                                                «Стансы» В.В.Хатюшин

Как видим, муза Жуковского смиренна, полна сострадания, сопереживания.         В ней постоянно чувствуешь душевную способность реагировать на еле заметные явления внешнего мира. Услышанный поэтом шум от падения листка, его блеск «на сумраке», внезапно колыхнувшаяся волна, притаившийся в кустах и «сияющий» там лебедь – это далеко не всё, что впервые «увидел» Жуковский – начало нового пути русской лирики.         Не только меланхолическая струна сентиментализма, что чаще всего отмечали советские литературоведы, а глубокая душевная приподнятость, вдохновлённость, обострённая сознанием фиксация и глубокое осмысление виденного.

1812 год был встречен патриотическим порывом. Находясь в московском ополчении, поэт написал лирико-патриотическую поэму «Певец во стане русских воинов» - ярчайшее произведение в русской поэзии об Отечественной войне 1812 года. Раскрывая в поэме, как «… дух отцов воскрес в сынах…», Жуковский подтвердил евангельское изречение: «Блажен, кто положит живот свой за друзи своя». Воздав хвалу великим вождям и воинам прошлого и настоящего России, поэт с глубоким благоговением и любовью обращается к своему Отечеству:
                            О, Родина святая,
                            Какое сердце не дрожит,
                            Тебя благословляя?

         Полным упованием на Господа Бога заканчивает свою героическую поэму Жуковский:

                            А мы?.. Доверенность к Творцу!
                            Что б ни было – Незримый
                            Ведёт нас к лучшему концу
                            Стезёй непостижимой.
                            Ему, друзья, отважно вслед!
                            Прочь, низкое! Прочь, злоба!      
                            Дух бодрый на дороге бед,
                            До самой двери гроба.

         А «воины русского стана» вдохновенно поддерживая своего «певца», обращаются к Богу и друг к другу:

                            Всевышний царь, благослови!
                            А вы, друзья, лобзанье
                            В завет: здесь – верныя любви,
                            Там – сладкого свиданья!

Накануне дня рождения Жуковского отмечается и День Памяти А.С.Пушкина. Хотелось бы упомянуть об их творческой и духовной связях.

Подлинная слава Пушкина как поэта засияла в 1815 году, после прочтения на экзамене в присутствии Г.Д.Державина «Воспоминания о Царском Селе». Маститый поэт и царедворец был в восторге от стихов юного Пушкина, хотел его обнять, но взволнованный мальчик по прочтении своих стихов тут же убежал в дальний угол лицейского парка. «Меня искали, но не нашли», - писал впоследствии Пушкин.

Вскоре юный поэт был уже «на дружеской ноге» с В.Жуковским, П.Вяземским, П.Чаадаевым, К.Батюшковым. Он с ними – как равный с равными. Жуковский, бывший в зените своей литературной известности, совершенно очарованный встречей с юным Пушкиным, пишет Вяземскому: «Я сделал ещё приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не помешал себе созреть! Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт. Ему надо непременно учиться и учиться не так, как мы учились! Боюсь я за него этого убийственного Лицея – там учат дурно! Учение, худо предлагаемое, теряет прелесть для молодой пылкой души, которой приятней творить, нежели трудиться и собирать материал для солидного здания! Он истощит себя… Он написал ко мне послание, которое отдал мне из рук в руки, - прекрасно! Это лучшее его произведение! Но и во всех других виден талант необыкновенный! Его душе нужна пища! Он теперь бродит около чужих идей и картин. Но когда запасётся собственными, увидишь, что из него выйдет!»

С этой встречи Жуковский становится духовным отцом, наставником и другом А.С. Пушкина на всю жизнь. Василий Андреевич любовно и заботливо следит отныне за каждым шагом Пушкина, всегда сердцем болеет за то, чтобы этот гений развернулся в полную силу. Он, добрая душа, всегда готов был прийти Пушкину на помощь, дать совет, поддержать, выручить, пожурить, предостеречь, похлопотать. Одним из первых оценивший талант Пушкина Жуковский в 1820 году дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…» Это был не просто честный поступок старшего товарища по перу, способного критически оценить своё дарование, а благороднейший подвиг корифея русской поэзии начала 19-го века – Василия Андреевича Жуковского.

А Пушкин, в свою очередь, оставивший много проницательных суждений о Жуковском, предсказал:

                            Его стихов пленительная сладость
                            Пройдёт веков завистливую даль.

Именно Жуковский не оставлял умирающего Пушкина до последней минуты его жизни:

                            Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
                            Что выражалось на нём, - в жизни такого
                            Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья
                            Пламень на нём; не сиял острый ум;
                            Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокой мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:
                                                        что видишь?

Душевный опыт самоотречения и страдания обоих поэтов проницал не только их лирику       , но и внутренний духовный мир, который всё более и более крепился верой в Бога: «Я одинок стою,/ Как жизнью полон я Тобою,/ И жертву тайную мою/ Я приношу Тебе душою.

О таких, как Жуковский и Пушкин, можно сказать словами опять же самого Василия Андреевича Жуковского:

                   О милых спутниках моих, которые нам свет
                   Своим сопутствием для нас животворили,
                   Не говори с тоской: их нет;
                   Но с благодарностию: были.  

Тихомирова Нина Константиновна, православный краевед, г.п. Лиозно                                                                                                                       
 
 
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru