Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Курсы :: Церковно-славянский язык

 Содержание курса:

 Azbuka

Урок № 1.

    Вводный.

  Вступительная беседа о церковнославянском языке: определение его как высшего стиля русского, находящегося с ним в благодатной симфонии; определение  его места среди других славянских языков и говоров. Понятие русского извода церковнославянского языка. Особенные свойства церковного языка среди других типов (стилей) речи: особые более полные, функции
(не только земная, горизонтальная, или коммуникативная, но и религиозная, изначальная для человеческого слова, а также более развитая поэтическая). Этапы развития церковнославянского языка, его драматическое состояние в ХХ веке.
     Азбука кириллица: знакомство с начертанием, значением буквы. Начальное чтение отдельных слов и кратких изречений по азбуке.
 
Урок № 2.
     История создания славянского письма. Подвиг святых братьев Кирилла и Мефодия. Две азбуки славянского письма: глаголица и кириллица, вопрос об их сравнительной древности. Роль греческого языка в становлении славянской письменности. Чтение фрагментов из «Житий»: «Сон об обручении с Софией, Премудростью Божией», миссионерские поездки  в халифат, явление в Крыму мощей святого Климента, славянская литургия в Риме, смерть св. Константина (Кирилла), труды св. Мефодия. Кирилло-Мефодиевские уроки сегодня. Дни славянской письменности. Тропарь святым братьям с изложением сути подвига, его запись; понятие о жанре жития как любимом чтении русского народа в течение веков, тропаре. Пение тропаря и интонационное чтение жития.
 
Урок № 3.
     Надстрочные знаки, их система: титла как сакральные сокращения; знаки ударений, придыханий. Надписи на Кресте Господнем, на иконах. Вязь. Упражнения на узнавание и раскрытие надписей на иконах Христа, Божьей Матери, угодников: преподобных, апостолов, святителей, ангелов, блаженных и других чинов. Вязь и умение ее «распутать». Домашнее задание: записать расшифровку не менее трех свитков и надписей различного типа на сакральных предметах.
 
Урок № 4.
     Понятие об особенностях грамматики церковнославянского языка, наблюдения над ее особенностями в чтении псалма № 23 (Господь пасет мя). Рассмотрение поэтики числа: антонимия единственного и множественного  числа (Бог – единый, истинный,Творец; бози – множественные идолы, бесы). Двойственное число. Парное устроение частей человеческого состава. Творческая работа с тематической азбукой «Что есть человек» (различение человека плотского и духовного, у которого есть «крылья»). Знакомство с «Гражданством обычаев детских», памятником педагогической литературы 17 века, предписывающим нормы поведения в обществе. Остатки двойственного числа в русском языке.
 
Урок № 5.
     Звательный падеж. Звательный падеж в акафисте. знакомство с жанром акафиста. Чтение фрагментов из Великого Богородичного акафиста, наблюдения над звательными формами и символикой слов-уподоблений. Краткие сведения об истории сложения акафиста. Задание: из любого акафиста выписать с соблюдением норм церковного письма (титла и под) несколько возглашений.
 
Урок № 6.
     Особенности глаголов и причастий. Знакомство с грамматическими таблицами, выработка умения ими пользоваться. Рассказ учителя о глагольных формах как самых больших грамматических отличиях между церковнославянским и русским. Разбор поэтики употребления глагольных форм на знаменитой «Притче о блудном сыне», знакомство с картиной Рембрандта, поэтическими переложениями Притчи. Домашнее задание: выучить спряжение глаголы «быти» в настоящем времени, разобрать нетематические глаголы в притче «О воле и псе» из «Зрения жития человеческого», разгадать известный фразеологизм.
 
Урок № 7.
     Поэтический синтаксис. Церковнославянский язык как поэтический текст. Символика, образность, риторические приемы речи (вопросы, восклицания, анафоры, эпифоры и др. синтаксические фигуры). Параллелизм членов как основной смысловой и ритмический прием построения стиха, повторяемые поэтические формулы. Прослушивание пения песнопения «Блажен муж». Чтение псалма 50 (с правильным параллелизмом).
 
Урок № 8.
     Символизм и образность слова. Содержательная структура слова: понятие его рациональная часть (нам известная), символ и образ как мост в иррациональную часть, концепт как непознаваемая, но чувствуемая часть слова, логосная его часть, вызывающая муки слова у поэтов (по В.В.Колесову). Рассмотрение ключевых слов-символов: глас, град, Воскресение и др.
     Лексическо-тематические группы церковнославянского языка, отвлеченная лексика, грецизмы в их составе.
 
Урок № 9.
     Церковнославянизмы и их классификация: фонетические приметы (неполногласие и др.), грамматические, словообразовательные, семантические. Упражнения на их нахождение в русской поэзии. «Пророк» А.С.Пушкина: полный анализ славянизмов, чтение главы 6 из пророчества Исайи, послужившей основой стихотворения. Самостоятельная работа: проанализировать и найти церковнославянизмы в известных произведениях русской классической литературы.
 
Урок № 10.
     Символико-тематические азбуки.  Общее понятие о работе с азбуками. Азбука «Златоцвет»: растительная символика в Священном Писании. Составление словника, знакомство с библейскими контекстами, сохранением символа в современной поэзии. Творческие работы: есть ли слова на «аз», как связаны «бук» и «буква», из каких пород деревьев составился крест, какова символика слова «лилия», что значит «быльем поросло», с какими растениями связано Вербное воскресение, какие веточки  держат в руках мученики на иконах и почему, какова символика слов «зерно» и т.д. и т.п. (под руководством учителя).
 
Урок № 11.
     Азбука «Физиолог».  Составить словник символов: Агнец, Агница, агнцы; вол; телец, юница, единорог –единорози,  гиена, пчела и под. Творческое задание: выбрать два-три символа и представить их с объяснением и контекстами. Ролевое чтение библейских и басенных сюжетов из «Физиолога» 17 века. Животные в русской литературе.
 
Урок № 12.
     Азбука подвига и подвижничества. Духовный смысл военной лексики (меч, брань, подвиг, воин и др.). Монашеские и воинские подвиги. Евангельский подвиг русских воинов по защите Родины: Куликовская битва, Великая Отечественная война. Задание: дополнить материал, предложенные учителем, преданиями своей семьи.
 
Урок № 13.
     Книга «Псалтирь».  «Псалтирь – всем книгам мати»:ее пророческое содержание, ее использование в богослужении, поэтика Псалтири в сложении древнерусской литературы; Псалтирь как учебная книга (часословно-псалтирная школа и ее устроение), Псалтирь в жизни русского человека.  Разбор псалмов 90, 1, 23 и др.
     Знакомство с поэтическими переложениями псалмов. Подготовка соответствующих докладов и рефератов.
         
Урок № 14.
     Знакомство с различными жанрами церковной службы: дневной круг богослужения, часы, малые жанры (тропари, стихиры и под), большие жанры (каноны, паремии и др.).  Обзор основных книг Св. Писания, Предания, Минеи, Триоди  и др. Доклады соответствующей тематики.
 
Урок № 15.
     Евангельский текст в русской литературе. Доклады соответствующей тематики, подготовленные под руководством учителя: «Ода Г.Р.Державина «Властителям и судьям» и псалом 81»; «Тема пути и покоя в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и «Парус»; и под.
 
Урок № 16.
     Заключительное занятие в виде открытого праздничного урока: чтением и пением избранных текстов на общую тему факультатива: «Церковнославянский язык в русской культуре»

Слушать  Аз  Буки  Веди
Слушать  Глаголи Добро Есть
С
лушать  Ер Ерь Еры Ять
Слушать  Живете Зело Земля 
Слушать  Иже и Како 
Слушать  Он покой
Слушать  Рцы слово твердо
 



Автор курса:

Автор курса «Церковно-славянский язык»
 
- ныне почившая Саблина Нина Павловна -
 
кандидат филологических наук, доцент кафедры
 
отечественной музыки Санкт-Петербургской
 
консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова,
 
член-корреспондент Петровской академии наук и искусств .



Скачать программу курса "Церковно-славянский язык"

Ваш комментарий

Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru