Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
Главная
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Главная
Интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии, о духовных причинах роста проявлений агрессии в современном обществе.
Почему сегодня совершается так много преступлений, которые отличаются небывалой жестокостью? Откуда даже у школьников возникает необъяснимая агрессия? Как научиться искоренять ее в себе, любить ближнего, жить в мире с людьми, уметь различать добро и зло — об этом интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.

Ваше Высокопреосвященство, новостные порталы ужасают количеством беспрецедентных по жестокости своей преступлений. И совершают их не только взрослые, но и дети. Что происходит с нами, Владыко, почему мы меняемся не в лучшую сторону с такой стремительной скоростью?
—Преступления, совершенные детьми с особой жестокостью, сегодня, к сожалению, печальная реальность. Многие рост детской преступности объясняют ухудшением экономической ситуации, желанием легкой наживы, неблагополучием в семье. Все это так, но, думаю, не это главное. Какое-то мятущееся состояние ума и души сегодня присутствует во всех слоях нашего общества.
Посмотрите, что творится вокруг: в последние десятилетия во всей европейской цивилизации наблюдаются процессы потери нравственных ориентиров, возведение в норму однополых браков, усыновление и воспитание такими «супругами» детей, пропаганда идеологии вседозволенности. Запущен процесс разрушения традиционного понимания семьи и тех незыблемых духовных основ, на которых извечно держится человеческое общество. Нормальность ненормального активно внедряется в сознание людей.
С помощью средств массовой информации и коммуникации оказывается разрушительное воздействие на личность, затягивающее, в первую очередь, неокрепшие детские умы, под лозунгами прав и свобод в сети наркотической и алкогольной зависимостей. Все это приводит к духовной деградации человека, порождая рост правонарушений, особенно в среде подростков, легко поддающихся различным влияниям извне. Это внешняя сторона проблемы.
Но есть и внутренняя. Еще в 1940-е годы преподобный Лаврентий Черниговский писал: «В последнее время на землю вытянут бездну и “сирки” (так называл батюшка бесов), все повылазят и будут в людях, которые не будут ни креститься, ни молиться, а только убивать друг друга...» И действительно, когда читаешь сводку новостей, возникает ощущение, что человеком, совершившим убийство, смертный грех, руководит сила бесовская. Порой преступник и сам не понимает, почему это сделал. Бывает, он даже не помнит о своих действиях. Темная сила, а не своя воля, владеет им, что неудивительно: человек не защищен молитвой, не бывает в церкви, не исповедуется и не причащается Святых Христовых Таин, а это наша самая надежная защита от воздействий бесовских. Кроме того, многие молодые люди сидят в интернете, увлекаются играми разными, которые их зомбируют, несут агрессию — не зря же называют компьютер «зомбоящик».
Всеобщее падение нравов, безверие, нежелание трудиться, а при этом все иметь, — это умертвляет души, порождает жестокость и склоняет людей к страшным смертным грехам.

—Но нужно же нам справляться как-то с этим, Владыко, чтобы не катиться по наклонной! Только вот как?
—Уж, конечно, силовыми методами ситуацию не исправишь. Школа «под ключ», охрана с автоматами, как введено в некоторых странах, положительный результат не дают. Поэтому только духовное воспитание и развитие индивида, как и во все времена, остается главной защитой и помощью в этом многотрудном деле.
Духовно-нравственное воспитание формирует личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Оно формирует такие нравственные чувства, как совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм. Истинно верующий человек, в душу которого с детства закладываются духовно-нравственные основы, всегда проявит милосердие, жертвенность и способен различить добро и зло.
Вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным. Основная цель воспитания и образования достигается не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом Православия.

—И, конечно же, Высокопреосвященнейший Владыко, целью воспитания прежде всего должна быть подготовка человека к вечной жизни — в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и смерть не стала духовной катастрофой?
—Безусловно. Святитель Григорий Богослов говорит: «Памятование о Боге — паче дыхания». С рождения человека нужно готовить к вечной жизни, ведь мы не знаем, когда кому уходить из земной.
Время — как река. Оно бесконечно перетекает от момента к моменту, и какими бы точными не были наши часы, время все равно остается для нас загадкой. Часы могут сообщить, сколько сейчас времени, но не могут рассказать о том, что такое время.
Слияние пространства и времени когда-то подвело А. Эйнштейна к одной из самых его потрясающих догадок: кажущаяся разница между прошлым, настоящим и будущим, может быть не более чем иллюзией. В пример тому расскажу одно повествование.
Один монах часто уходил в лес помолиться. Он хотел как можно дольше пробыть в уединении и беседовать со Христом. И вот однажды, по обыкновению, подвижник снова ушел из монастыря в лес. Он молился, беседовал с любимым Господом, не замечая времени. Закончив беседовать с Ним, вернулся монах в обитель. И вот увидел он, что врата монастыря заперты, постучался в них, а ему открыл какой-то незнакомый монах. И тогда подвижник спросил этого монаха: «А вы кто?» Тот ответил: «Я — привратник этого монастыря, а вы?»
— Я — отец Рафаил, из числа братии.
— Какого монастыря?
— Этого монастыря.
Привратник удивился: «Я живу в этой обители на протяжении уже сорока лет и последние два года несу послушание привратника. Никогда не было в числе братии нашего монастыря монаха по имени Рафаил». Тут уж пришла очередь удивиться пришедшему: «Да что вы такое говорите? Что же это происходит в нашем монастыре? Сейчас же отведите меня к священноигумену!»
Привратник с монахом пошли к игумену, и монах увидел, что игумен — это не его старец, а совершенно незнакомый ему человек. Этот игумен, поняв, что произошло нечто удивительное, попросил отца Рафаила сказать, кто был его игуменом.
Монах ответил: «Мой игумен — старец Агафоник». Тогда новый игумен поручил библиотекарю справиться в монастырском архиве, был ли когда-нибудь в этом монастыре игуменом старец по имени Агафоник.
Прошло немало часов, пока библиотекарь возвратился и сообщил: «Ну, конечно, в нашем монастыре был игумен по имени Агафоник, также как и монах с именем Рафаил, но это было пятьсот лет назад».
Игумен попросил себе монастырскую архивную книгу и прочитал отцу Рафаилу имена остальных его собратьев. И тогда отец Рафаил воскликнул: «Да-да, это все отцы моего монастыря!»
Игумен спросил отца Рафаила, где он был все эти годы, а тот ответил: «Сегодня, как и всегда, я отправился помолиться в лес, чтобы побеседовать с Господом Иисусом. Закончив молитву, я без промедления вернулся в монастырь, а в монастыре застал все эти перемены. Остальное мне неведомо».
Тогда игумен созвал всю братию и рассказал им об этом невероятном событии, как монах Рафаил дивным образом собеседовал с Иисусом не несколько часов, дней или даже лет, но целые столетия, которые, однако, показались ему всего лишь часами...
Так и бывает, когда ты беседуешь с людьми, которых горячо любишь и перед которыми преклоняешься. Часы и даже годы протекают, будто мгновения. Поэтому во главу угла в воспитании нужно ставить не временное, преходящее, а те вечные истины, которые апробированы веками и многими поколениями.

—Если бы люди думали о вечном и о том, что придется когда-то уходить и держать за все ответ перед Богом, преступлений, несомненно, было бы меньше, тем более убийств — страшного смертного греха. И женщины тоже больше задумывались о грехе детоубийства во чреве...
—К сожалению, в мире мы наблюдаем скорее обратный процесс. Например, в Ирландии ранее аборты были запрещены даже в случаях смертельной патологии плода, за детоубийство во чреве грозило наказание до 14 лет тюрьмы, а с нынешнего года аборты будут разрешены до 12 недель беременности и даже позднее — в случае угрозы здоровью матери или при наличии внутриутробной патологии, с диагностикой которой врачи очень часто ошибаются. Убийства стали нормой.
И все глубже погрязая в страшных смертных грехах, человечество ощутимо скатывается к полному безумию. В декабре минувшего года в Германии законодательно закреплен третий пол. В свидетельствах о рождении будет три графы для записи пола: «мужской», «женский» и «другой».
Жители Нью-Йорка теперь официально будут иметь три варианта пола в своем свидетельстве о рождении. Соответствующий законопроект подписал мэр города. Так к чему же, спрашивается, мы идем?
Ученые из Норвегии в ходе социологических исследований пришли к выводу, что уровень человеческого интеллекта постепенно снижается. Несмотря на то, что цивилизация в целом постоянно развивается, человек не становится интеллектуально развитым: современные технологии позволяют ему не думать о многих проблемах. «При такой динамике, какую мы наблюдаем сегодня, — заявили ученые, — человек скоро окажется на уровне развития обезьяны». Но самое главное, что человек в такой «цивилизации» становится духовно нищим, что и приводит к агрессии, а в итоге — к чудовищным преступлениям.
Поэтому, чтобы остаться людьми, нужно беречь нашу духовную православную культуру, учиться самим и учить ей своих детей, помнить, что мы дети Творца, созданные по Его образу и подобию. И в подобии этом мы каждый должны раскрыться в лучшем своем проявлении, развиться и достичь своего совершенства. И да поможет нам в этом Господь.

—Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием
беседовал протоиерей Вадим Кузьмич,
г. Новогрудок
26.02.2019

По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by
 
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru