Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Нормативные документы :: Кодексы

Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье»
____________
[Извлечения]

 

Статья 65. Права и обязанности семьи

Семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

  

Статья 66-1. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы. (Введена Законом Республики Беларусь от 9 декабря 2004 г. — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 195, 2/1097.)

 

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения). (В редакции Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2004 г. — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 195, 2/1097.)

 

Статья 177. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских интернатных учреждениях, в том числе устроенные на патронатное воспитание, в государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, детских деревнях (городках), опекунских семьях, приемных семьях, имеют право на:

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;

причитающиеся им пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, в котором они проживали ранее, а при отсутствии закрепленного жилого помещения имеют право по достижении совершеннолетия на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в учреждениях, указанных в части первой настоящей статьи, детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях, обладают также правом на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. (В редакции Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2004 г. — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 195, 2/1097.)

 

Статья 179. Определение возрастных границ

Лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет считается несовершеннолетним.

Ребенок до достижения им четырнадцати лет считается малолетним.

Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается подростком.

 

Статья 181. Приоритет прав детей

Ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства.

Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения.

 

Статья 182. Равноправие детей

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей.

Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

 

Статья 183. Органы, осуществляющие защиту прав и законных

интересов детей

Защиту прав и законных интересов детей обеспечивают в пределах своей компетенции государственные органы.

Полномочия органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей от имени государства, а также особенности защиты прав и законных интересов детей определяются настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь. (В редакции Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2004 г. — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 195, 2/1097.)

 

Статья 184. Право детей на жизнь, достойные условия жизни и

охрану здоровья

Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях.

Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие.

Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни.

Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения. (В редакции Законов Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. и от 9 декабря 2004 г. — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 107, 2/1047; № 195, 2/1097.)

 

Статья 185. Право на жизнь в семье

Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и родственников, на их заботу и внимание.

Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны принимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление, в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью). Подросток имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки и при осуществлении контроля со стороны органов опеки и попечительства. (В редакции Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2004 г. — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 195, 2/1097.)

 

Статья 188. Гарантии свободы личности ребенка

 Государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений, на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути.

 

Статья 189. Право на защиту

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.

Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет — и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей. (В редакции Закона Республики Беларусь от 9 декабря 2004 г. — Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 195, 2/1097.)

 

Статья 190. Обязанности ребенка вне семьи

Каждый ребенок обязан уважать права и достоинство других людей, проявлять к ним гуманное отношение.

Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Республики Беларусь и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы Республики Беларусь.

 КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
9 июля 1999 г. № 278-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.28.07.1999. № 55, рег. №2/53 от 14.07.1999)






Кодекс Республики Беларусь об образовании
____________
[Извлечения]

 

Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1.Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения.

1. В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:

1.1. воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;

 

Статья 2. Основы государственной политики в сфере образования.

2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия

 

3. В учреждениях образования не допускаются создание и деятель­ность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

 

4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

 

Глава 3
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 18. Воспитание в системе образования.

1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

2. Задачами воспитания являются:

2.1. формирование гражданственности, патриотизма и нацио­нального самосознания на основе государственной идеологии;

2.2. подготовка к самостоятельной жизни и труду;

2.3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

2.4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

2.5. формирование культуры семейных отношений;

2.6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

3. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

4. Основными требованиями к воспитанию являются:

4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;

4.2. системность и единство педагогических требований;

4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реали­зации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

5. Основными составляющими воспитания являются:

5.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

5.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у  обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

5.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в само­развитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

5.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершен­ствование;

5.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у  обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

5.8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

5.10. экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;

5.11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

5.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 




Уголовный кодекс Республики Беларусь
____________
[Извлечения]

 

Статья 130. Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни

1. Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, -

наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

 

Статья 195. Воспрепятствование законной деятельности религиозных организаций

Воспрепятствование законной деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов, если они не нарушают общественный порядок и не сопровождаются посягательством на права, свободы и законные интересы граждан, -

наказывается общественными работами, или штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет.

 

(Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. N 275-З
Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года
Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года)

 

 



 

 

Ваш комментарий

Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru