Республиканское общественное объединение
Поиск по сайту
Главная
  • Нужно ли детям говорить об их правах?
Главная
1030-летие Крещения Руси: интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.
Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, ректор Минской Духовной семинарии, – о духовном и культурно-историческом значении Крещения Руси для народов России, Беларуси и Украины.
28 июля 2018 года мы отмечаем 1030-летие Крещения Руси. Это великое событие сформировало национальное самосознание и культуру наших трех славянских народов, послужило определяющим фактором для исторического и духовного развития народов Украины, России и Беларуси. Об этом событии вселенского масштаба – интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.
—      Ваше Высокопреосвященство, как мы будем отмечать эту важную для славян дату?
—      Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о праздновании 1030-летия Крещения Руси на общецерковном уровне, во всех епархиях. 28 июля пройдут Богослужения, в митрополиях и епархиях состоятся конференции, концерты, выставки, посвященные этой дате. В нашей епархии также запланировано проведение различных праздничных мероприятий.
1030 лет отделяют нас от события, значение которого трудно переоценить. Ведь не будь его, наша история, язык, традиции, геополитическая карта — все было бы иным. В Крещении Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром зародилась Русская Церковь. И это не столько храмы или новый политический менталитет. По выражению историка Л. Н. Гумилева, «победа Православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю». А свою историю нам с вами нужно беречь.
«Людей XXI века объединяет тот же самый идеал, перед которым склоняли головы древние жители Киева. Нет другой силы, которая бы так “по горизонтали" и исторической вертикали объединяла людей, поколения, страны и народы при том, что у этого идеала нет опоры ни на власть, ни на политическую силу. Только Божия власть и Божия духовная сила — благодать — связует людей и образует это единство», — отметил Святейший Патриарх Кирилл на праздновании 1025-летия Крещения Руси в Минске. А то, что Богом установлено, — это навечно. Возможные временные отклонения сути не меняют.
—      Основные празднования всегда проходили в Киеве. К сожалению, Владыко, святого князя Владимира там уже объявляют украинцем...
—      Я думаю, в этой попытке Киева переформатировать конфессиональный ландшафт Украины есть большая опасность. Мы все помним строки «Слова о полку Игореве»: «О Русская земля, ты уже скрылась за холмом!» Русская, а не украинская земля.
Давайте обратимся к истории. До 988 года на территории современной европейской части России, а также Украины, Литвы и Беларуси русского народа и в помине не было. Здесь жили вятичи, кривичи, поляне, древляне, кияне, венеды, чудь, жмудь, мокша и прочие племена с необычными названиями — а вот русских не было. И кто знает, появились ли бы они вообще, если бы святой равноапостольный князь Владимир сам не принял Святого Крещения и не подвиг к этому других.
Лишь Православная вера объединила эти многочисленные племена в единый народ, не дала раствориться им во тьме веков, рассеяться и исчезнуть. Именно вера Христова и Церковь Православная создали крупнейшую континентальную Империю. Не «железом лишь и кровью», говоря словами поэта Федора Тютчева, а на основе добровольного слияния воедино.
Но, заметьте, еще в 957 году приняла крещение святая равноапостольная княгиня Ольга и содействовала распространению христианства, о чем свидетельствуют сегодня и археологические находки: в погребениях знати с середины Х века находят нательные кресты.
Русь приняла христианство так легко потому, что это был добровольный выбор людей, которые уже неплохо познакомились с ним за 120 лет и ассоциировали с авторитетом княгини Ольги. И когда великий князь Владимир на Совете поднял вопрос о выборе веры, бояре сказали: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга крещения, а была она мудрейшей из всех людей».
28 июля (по новому стилю) — день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, и поскольку именно он принял решение обратить народ Руси в Православие, то этот день и выбран днем Крещения Руси. Отмечая этот праздник, мы празднуем не дату — мы празднуем Событие.
—      Почему же, Ваше Высокопреосвященство, сегодня неоязычники так усиленно распространяют свой миф о том, что Крещение Руси сопровождалось едва ли не кровавым геноцидом невиданных масштабов?
—      Этот миф легко может развенчать тот, кто интересуется историей своей страны. В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как свергали в Киеве идола Перуна — одного из важных языческих богов.
Когда идола бросили в Днепр, его почитатели, как свидетельствуют летописи, бежали по берегу и кричали: «Выдыбай, боже, выдыбай!» — то есть «выплывай». Сторонники языческого божества не просили, чтобы он защитил их от христиан, они просили, чтобы Перун защитил себя и при всех вытащил из воды своего поверженного идола. Но Перун, как и все языческие «боги», оказался бессилен.
—      Удивительно, Владыко, что хоть традиция языческая и прервалась, но пережитки остались. И некоторые люди, даже спустя столетия, так и бегут вдоль реки, крича что есть сил свое «выдыбай». Почему?
—      Выбор стоял перед человеком во все времена. Еще в Послании к Галатам сетовал Апостол Павел: «Ныне же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал. 4 : 9).
Боговоплощение — Рождество Христово, Крест и Воскресение Спасителя знаменовали окончание языческой эпохи в истории человечества в духовном плане. Как говорит Писание, «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4 : 3).
Язычество в той форме, в какой оно сегодня преподносится представителями разного рода неоязыческих культов, — это не есть традиционная религия Древней Руси и вовсе не возрождение религии наших предков, а муляж, как говорят сегодня, фейк, фальшивка.
Разные заговоры и проклятья, волшебство и волхования, традиционные жертвоприношения языческим богам не только животных, но и людей — это хотят возродить неоязычники? Князь Владимир, сам изнутри познавший все традиции язычества, увидел, что этот путь ведет в бездну.
Если Христос учит нас жертвенной любви к ближнему, древние славянские боги, которых неоязычники так любят рисовать в виде могучих витязей, учат за себя отомстить. Они твердят о насильственно навязанном нам христианстве, многочисленных жертвах, которыми сопровождалось его принятие славянами. Только вот археологи этого не подтверждают. Так что миф этот не только несостоятелен исторически, но и унижает память наших предков.
Кроме того, согласитесь, язычники убили бы князя Владимира сразу, как только он начал христианизацию, если бы он не смог убедить людей добровольно последовать его выбору. Не просто же в русскую историю имя великого князя вошло с эпитетом «Красное Солнышко»: добром и любовью, по-евангельски поступал он. И сегодня, к счастью для всех нас, с той поры наша жертва истинному Богу — милость и истина, на земле мир и в человецех благоволение.
—      Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос, освятив его Своим собственным примером. Поэтому, Владыко, в борьбе человеческих устремлений воля Божия и определила вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви?
—      Да, без воли Божией ничего не бывает. По Воскресении Своем Господь повелел Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28 : 19), а затем к этому добавил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16 : 16).
Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. «Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас», — пишет святитель Димитрий Ростовский. Это касается каждого человека. Святой князь Владимир, став христианином, не искал ни славы, ни почестей земных. Вся его жизнь стала исканием иного, неземного Царства. Наши народы сегодня претерпевают политические трения, но мы едины во Христе, во Святой Церкви, всех нас объединяют единая вера, мир и любовь, выражающие единство. И дай Бог нам всегда помнить о вечном.
—      Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.
С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием беседовал протоиерей Вадим Кузьмич
г. Новогрудок
28.06.2018
По материалам сайта Новогрудской епархии eparhia.by
Фото: http://www.eparhia.by/arkhierei/beseda/1030-letie-kreshchenija-rusi-dukhovnoe-edinstvo-slavjan.html
 
В минском храме Покрова Пресвятой Богородицы пройдет выставка, посвящённая 100-летию мученической кончины Царской семьи
12 июля 2018 г. в 17:00 в минском храме Покрова Пресвятой Богородицы состоится торжественное открытие выставки, посвящённой 100-летию мученической кончины Царской семьи.
Выставку откроет митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
На экспозиции, состоящей более чем из 30 стендов, представлена эпоха от Императора Александра III и рождения будущего Государя Николая II до мученической кончины Царской семьи в 1918 году. Материалы выставки содержат много архивных фотографий, документов, фотографий личных вещей и дневников, информации о жизни Императорской семьи, об их служении Богу и Отечеству, о делах милосердия и попечения о Церкви; приведено описание множества интересных исторических фактов.
Практически все стенды экспозиции построены на дневниковых записях и воспоминаниях современников, а также на словах видных церковных деятелей и интеллигенции, что помогает ясно и изнутри взглянуть как на жизнь и подвиг Царской семьи, так и на события конца XIX – начала ХХ века.
Показаны также детство и юношество будущих Царя и Царицы, важные государственные и церковные дела, в которых они принимали участие, раскрыта красота их семейных отношений и воспитания детей. Большое количество материалов посвящено каждому члену Царской семьи в отдельности, чтобы посетитель выставки смог раскрыть для себя подлинный образ характера и жизни этих великих людей. Кратко рассмотрена история Дома Романовых с призвания на Царство Михаила Романова в 1613 году и до жертвенного подвига Государя Николая II.
Отдельно собраны материалы о верноподданных, смело и преданно последовавших за Царскими мучениками в ссылку, разделившими с ними страдания и явившими пример достойного служения Богу, Отечеству, верности присяге и чести.
Завершается экспозиция шестью большими стендами, охватывающими Крестный путь Царской семьи: период от отречения Николая II от престола и связанными с этим событиями до их расстрела 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Подробные записи и воспоминания, а также иллюстративный материал дают возможность умозрительно пройти этот путь вместе с Царскими мучениками, духовно соприкоснуться с последним годом их жизни и мученической кончиной.
Также часть экспозиции посвящена почитанию Царских мучеников в ХХ веке и их прославлению. Отдельно представлена связь Царской семьи с Белорусской землей, как при их жизни, так и после их прославления в лике святых Страстотерпцев.
Эта масштабная выставка стала своего рода словесной иконой и данью глубочайшего почтения Царских мучеников и их Крестного подвига, легшего в основу подвига веры всех новомучеников и исповедников Церкви Русской и ставшего залогом возрождения церковной жизни.
Помимо осмотра выставки и ознакомления с визуальными материалами и текстовой информацией, можно записаться на интересные экскурсии для групп по предварительной договорённости по тел.: +375293272995.
Адрес храма Покрова Пресвятой Богородицы: г. Минск, пр. Победителей, 82.
По материалам сайта sobor.by
Фото: http://sobor.by/foto.php?cont=S_12_iyulya_v_Minske_-7-2018
 
Присоединяйтесь:
220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 65,
Тел/факс; (017)254-79-58,
www.orthoobraz.by, e-mail: orthoobraz@mail.ru